«Вновь цветут цветы моей России на платках из Павлова Посада» - эти строки послужили эпиграфом выставке, посвященной русским платкам. Выставка проходит в Верхотурском музее-заповеднике. Разнообразные шали, полушалки, платки и платочки украсили собой выставочный зал. Посетители познакомятся с историей возникновения на Руси этих головных уборов: сначала был убрус - кусок расшитой материи, полотняный для крестьянок, шелковый для знатных особ. Убрусом покрывали голову, скалывая под подбородком. Платок же, как ни странно, появился в гардеробе русской женщины лишь в XVII веке и служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи - обо всём этом можно было узнать, только взглянув на платок. Так, например, девушки-крестьянки не прятали свои косы, а вот замужние крестьянки завязывали платок под подбородком и концами назад - «по-бабьи», чтобы скрыть свои волосы от окружающих. Особый способ завязывания платков был у купчих: концы платка следовало завязать надо лбом, а узелок старались делать красивый, аккуратный, чтобы он напоминал цветок. Кстати, мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ веке, а образ "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, сформировался уже в XX веке. О платках писали стихи, пели песни: «Темно-вишнёвая шаль», «Оренбургский пуховый платок», «Синенький скромный платочек», «А если вдруг на сердце плохо – согреет бабушкин платок». Вместе с тем русский платок – это кропотливый труд талантливых художников, мастеров по ткацкому и красильному делу. Самые известные - узорные и набивные платки из Павлова Посада, представлявшие Советский Союз на международных выставках. Не менее знамениты и оренбургские пуховые платки и шали из козьего пуха. Эти теплые, ажурные изделия получали золотые медали в Париже, Брюсселе и Лондоне. А вообще, платки никогда не выходят из моды, просто иногда оказываются на её пике.
https://monastyr.org/vystavka-plat-uzornyj-do-brovej.html#sigProId4b7f64ac6f