27 сентября (по новому стилю) Православная Церковь торжествует Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре отмечается в этот день престольный праздник Крестовоздвиженского собора. В этот день в храмах в честь Креста Господня совершается ЧИН ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА .
...На утрени Воздвижения после Великого славословия увитый прекрасными живыми цветами, благоуханный Крест, медленно и торжественно выносится настоятелем на своей главе на середину храма. Его встречает единый замерший вздох опускающегося на колени храма. Двумя руками игумен берет с аналоя Крест, и, обратившись лицом к востоку под возглас диакона «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси» трижды осеняет Крестом к востоку, а затем, под пение первой сотницы «Господи, помилуй» (всего будет пропето пять сотниц) медленно начинает склоняться, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли».
Склонившись долу, а вместе с ним весь теснейшим образом переполненный храм, предстоятель снова медленно и торжественно, пока певчие пропевают вторую половину сотницы «Господи, помилуй», поднимает голову, еще медленнее выпрямляется, а сослужащий ему диакон в это время из серебряного сосуда медленно возливает на Крест благоуханную радостаму - розовую воду, которой по обычаю в праздник Воздвижения омывается Честной и Животворящий Крест Господень при его воздвизании...
Теперь предстоятель обращается лицом к западу. И диакон, перейдя на противоположную сторону, и, стоя перед Крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певчие вновь поют уже вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает Крест, подобно тому, как он совершал это на восток. Потом священник или архиерей обращался лицом к югу, и после прошения диакона: «...о здравии и спасении рцем вси», совершает третье, затем четвертое воздвизание, лицом к северу: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси», возглашает диакон...
И вновь совершается воздвизание - пятое - снова к востоку, и, певчие, пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», поют кондак праздника: «Вознесыйся на крест волею...».
Предстоятель возлагает святой Крест на аналой и вместе с сослужащими ему и всем храмом поет трижды: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим». И весь храм, всякая живая душа вместе с ними поклоняется святому Кресту Спасителя и начинается его целование...
«О Кресте, Христова и наша многоименитая похвала! О древо благознаменитое, на котором Христос распростерся! - вслушивается душа в слово святого Андрея Критского на Всеславное Воздвижение Креста, - Лоза безсмертия, из которой Христос-виноград, источил для нас жизнодательное питие! О Кресте, коим изглаждено рукописание греха, и начертан завет свободы! О Кресте - сокровище неисчислимых благ, путеводитель к раю, ключарь царствия, разрешитель грехов, дарователь побед. Христос, распятый на тебе, сделал тебя древом жизни. Христос, пригвожденный к тебе, сделал тебя лестницею, ведущею к небесам. Христос, повешенный на тебе, явил тебя ходатаем благословения. Христос, распростертый на тебе, разрешил узы скованных грехом. Христос, добровольно вознесенный на тебя, совознес с собою мир...»
https://monastyr.org/vsemirnoe-vozdvizhenie-zhivotvoryashchego-kresta-gospodnya-prestolnyj-prazdnik-krestovozdvizhenskogo-sobora.html#sigProIdf06bfb013f