15 апреля 2022 года.
Подходит к завершению второе полугодие в Верхотурской Православной мужской гимназии. Одно из немногих православных образовательных учреждений находится на территории мужского монастыря. Воспитанники не просто изучают здесь основы богословских наук. Для большинства из них годы, проведенные в гимназии – это проверка своего характера, веры и правильности выбранного пути.
Первокурсники уже привыкли к учебному процессу, влились в жизнь по уставу монастыря, адаптировались к обучению в общеобразовательной школе. Приближается уже вторая аттестационная сессия, где каждый студент будет сдавать уже не первый экзамен.
Для второкурсников этот год особенный, завершающий. После зимней сессии выходят на финишную прямую. Готовятся к ЕГЭ, к выпускным гимназическим экзаменам. Много всего надо успеть выполнить.
Каждый день воспитанника гимназии расписан по часам. В будние дни вечернее время отводится на самоподготовку к школьным или церковно-богословским предметам следующего учебного дня. Воскресный день для воспитанников - день отдыха и молитвы у мощей святого Симеона, когда на вечернем богослужении собирается вся монастырская братия и паломники для совместного пения Акафиста Верхотурскому Чудотворцу.
Помимо учебы воспитанники Православной гимназии несут множество послушаний. Осуществляют дежурство по графикам в трапезной, трудятся на послушании пономарей во время совершения богослужений, выполняют посильные поручения дежурных воспитателей.
Духовная жизнь гимназистов протекает под руководством духовника гимназии. Они регулярно исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. За время учебы ребята познакомились со многими священнослужителями обители, часто беседуют с ними на духовные темы.
За время пребывания на учебе в Верхотурской православной мужскойгимназии ребята познакомились с многовековой историей древнего города Верхотурья, Николаевского монастыря и с житием святого праведного Симеона Верхотурского. В течение учебного года посещали мероприятия в Верхотурском государственном музее-заповеднике, не раз были участниками городских мероприятий.
Есть у гимназистов и своя страничка ВПМГ ВКонтакте, где можно познакомиться с жизнью воспитанников.
Данил Пьянов, 1 курс:
- Я привыкал к жизни в монастыре дня четыре, самое трудное – это приспособиться к режиму. Уроки, на мой взгляд, не трудные, но и не лёгкие. Я нисколечко не жалею, что пришёл в Верхотурскую православную гимназию.
Всеволод Кисяков, 1 курс:
- Для меня жизнь в монастыре — это благодать. Уроки очень нравятся: что-то для меня новое, а что-то повторение. Меня приняли очень душевно.
Иван Пупышев, 1 курс:
- Я пришёл в это учебное заведение для того, чтобы познать глубину богословских знаний и лучше разбираться в православных богослужениях. Об этой гимназии я узнал, когда учился в 7 классе от своей мамы, которая родом из Меркушино. Не всем удаётся перенести длительное нахождение вдали от дома - это только с первого взгляда кажется лёгким. Нужно много терпения, смирения и прилежания, чтобы дальше учиться здесь.
Заместитель директора, иеромонах Арефа (Кульбака):
- Верхотурская православная гимназия – общеобразовательная организация с изучением предметов светской средней школы, но с дополнительными «православными» занятиями: мы стали общеобразовательной организацией, но с включением предметов дополнительного образования. А это общеразвивающие предметы православного компонента. Мы преподаем такие предметы как Священная история Ветхого и Нового Заветов, Катехизис, Церковный устав, Церковная история, церковно-славянский язык, церковное пение и другие.
Из интервью с ректором Верхотурской Православной Мужской Гимназии, наместником Свято-Николаевского монастыря игуменом Иеронимом (Мироновым):
- Отец Иероним, расскажите, пожалуйста, что изменилось с реорганизацией училища в гимназию?
- Духовное училище при нашем монастыре было открыто в 2001 году, чтобы удовлетворить потребности верующей молодежи в духовном образовании. На тот момент мы принимали разновозрастных юношей от 15 до 25 лет, окончивших 9 классов средней школы, но по каким-то причинам не получивших полное среднее образование. В семинарию же могли поступить только те, кто отучился полные 11 классов.
Постепенно совершенствование системы духовного образования в нашей Церкви привело к необходимости подтянуть духовные училища до уровня семинарий. Но так как семинария в Екатеринбургской епархии уже на тот момент была, то нам была предложена новая форма работы с молодыми людьми – гимназия.
Тогда в медиа пространстве этот процесс не был освещен должным образом. Потому пошли слухи о закрытии Верхотурского духовного училища, что привело к снижению потока абитуриентов. На самом деле поменялась только название, а суть деятельности, педагогический коллектив и наработанный опыт – все это осталось и продолжает служить воспитанию подрастающего поколения.
- Суть православной гимназии – это что? Например, есть спортивные училища олимпийского резерва, есть военные училища, есть гимназии с углубленным изучением отдельных предметов, а ваша гимназия – это что?
- Гимназия, по своей сути, это пансион, где молодые люди за два года приобретают такие уникальные опыт и знания, которые недоступны нигде более. Происходит максимальное погружение в христианскую атмосферу. Пожив немного в монастыре, молодой человек открывает для себя целый новый мир. Здесь и культурная составляющая, и красота богослужения, убранство и великолепие храмов, общение с монашествующими. Так же важен и воспитательный момент, жизнь по уставу и распорядку.
Будучи духовным училищем, мы готовили церковнослужителей, давая соответствующие богословские знания и церковно-практические умения. До очередного этапа реформирования духовного образования в 2013 году выпускники духовных училищ могли рукополагаться в диаконский сан. Поэтому много учебного времени мы уделяли на богословские предметы. Но теперь мы готовим воспитанников для поступления в семинарию. Однако также они проходят необходимый курс как будущие церковнослужители.
- А как проходит обучение?
Процесс обучения выстроен с первых лет существования училища. И при переходе в статус гимназии он практически не изменился. Главное – выстроить правильные и не ущербные отношения гимназии с местной средней школой. Три дня в неделю ребята посещают уроки в школе, где изучают инвариантную часть школьного учебного плана. А три дня преподаём мы в классах гимназии. Мы потому и сократили немного учебные планы наших дисциплин, что не менее важной задачей теперь является подготовка к ЕГЭ по русскому языку, математике и истории России (этот предмет ребята выбирают в связи с поступлением в перспективе в семинарию).
- Строгий ли режим у обучающихся? Расскажите, пожалуйста, как проходит день в училище? Есть ли у ребят свободное время, по монастырскому ли уставу живут?
- Да, режим строгий, но в рамках разумного. Просто ребята проживают и учатся прямо на территории обители. Поэтому отчасти они пребывают в поведенческом плане в монастырской строгости. Это не страшно, но полезно. Если вспомнить, что своих отроков бояре Московской Руси с 11 до 16 лет отдавали на воспитание в соседние монастыри. Для получения знаний (грамотники – учителя были из иноков в то время) и духовного наставничества, для правильного отношения к окружающим и к старшим, начальникам. В общем, тогда монастыри были школой жизни во всех смыслах.
Подъем в 07.00, молитва и завтрак. Затем недолгие сборы на учёбу и занятия до 13.00 или 14.30 в зависимости от того, где проходят: у нас или в средней школе. Затем обед и возможна ещё одна пара богословской дисциплины. Отдых в течение часа, и самоподготовка с 18.00 до 20.00. Ужин и свободное время, когда можно получить смартфон.
Питание у ребят четырехразовое, кроме Великого поста. Конечно, не по монашескому уставу едят, употребляя мясо. Отчасти они живут как монахи, учитывая, что это учебное заведение закрытого типа. К тому же, ребята регулярно привлекаются монахами на богослужения.
- Мечтают ли ученики стать священниками или есть другие цели у ребят и их родителей?
- Когда ребята заполняют анкеты при поступлении, то в подавляющем большинстве примеров они пишут, что желают и в дальнейшем продолжить духовное образование, чтобы послужить Церкви. Редко встречается мысль, что человек только хочет познакомиться с православным богословием и образом жизни. Это априорно предполагается всеми воспитанниками. Но идут к нам для большего, уже выбрав пастырский путь. И родители видят их в дальнейшем в семинариях. Бывают случаи, когда выпускник выбирает другую жизненную стезю, и это тоже Промысл Божий. Лишь бы не умалилась церковность такого человека впоследствии.
- Куда потом идут после окончания гимназии ребята, как складывается их жизнь?
Были ребята, пожелавшие продолжить обучения в Московской, Тобольской семинариях. Или в тех, откуда прибыл воспитанник. Во многих семинариях учились и учатся наши ребята. Но большинство всё-таки идёт в Екатеринбургскую. Там они уже представляют из себя сплоченный коллектив. На сегодня из 140 выпускников нашей гимназии порядка 40 достойно служат в священном сане в различных епархиях. Многие приезжают к нам в гости, будучи благодарными за то, что два года провели за монастырскими стенами. Это уникальный и очень полезный церковный опыт. Особенно в 15-17-летнем возрасте: эти важные для становления и выбора годы для юноши.
https://monastyr.org/verkhoturskaya-pravoslavnaya-muzhskaya-gimnaziya-gotovit-ocherednoj-vypusk.html#sigProId617f4f851d