5 декабря, в седьмую годовщину со дня кончины Русская Православная Церковь молится об упокоении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в этот день совершил заупокойную литию у гробницы пятнадцатого Предстоятеля Русской Церкви в Благовещенском приделе Богоявленского кафедрального собора г. Москвы, где находится место его последнего упокоения.
В Свято-Николаевском монастыре Верхотурья насельники и прихожане тоже молились об упокоении приснопамятного святителя. В этот день после Литургии наместник Свято-Николаевского монастыря иеромонах Лавр (Коротков) совершил панихиду по почившему Предстоятелю Русской Церкви в Крестовоздвиженском соборе монастыря. В богослужении принимал участие хор монахов и воспитанников Верхотурского православного духовного училища. Во время панихиды молились об упокоении протоиерея Михаила и Елены - родителей Святейшего Патриарха Алексия II, об архимандрите Ксенофонте с братией - последнем дореволюционном настоятеле обители, о честных священнослужителях и мирянах.
В своей заключительной речи отец Лавр сказал о том, что благодаря заботам и молитвенному благословению Святейшего Патриарха Алексия II , который побывал в Верхотурье в 2000 году, возрождается и расцветает наша обитель: «Патриарх Алексий, которого мы сегодня поминаем, очень много сделал для нашей Русской Православной церкви. Очень много он сделал и для того, чтобы мощи праведного Симеона Верхотурского вернулись в свою родную обитель. Святейший Патриарх Алексий был здесь, молился здесь, очень много радел за восстановление нашего монастыря. Верим и надеемся, что по нашим горячим усердным молитвам, Господь щедро воздаст этому человеку, который много сделал для торжества Православной веры на Земле, для торжества нашей святой обители, исполнит его душу веселия и радости общения со святыми Божьими угодниками. Спаси вас Господи!»
Исторические заслуги Патриарха Алексия для Русской Православной Церкви и для всего нашего Отечества бесспорно велики. Это подтверждается объективной и впечатляющей статистикой: огромное количество открытых за 18 лет храмов, монастырей, духовных школ. По его благословению в 2001 году в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре было открыто православное духовное училище, которое до сегодняшнего дня воспитывает будущее духовенство.
Более подробно о биографии Святейшего Патриарха Алексия II можно познакомиться на официальном сайте Московского Патриархата по ссылке:
http://www.patriarchia.ru/db/text/54129.html
https://monastyr.org/v-svyato-nikolaevskom-monastyre-otsluzhili-panikhidu-po-patriarkhu-aleksiyu-ii.html#sigProIdbe0c2ae1c0
Из личных воспоминаний:
Священник Алексий Тимаков, клирик храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, писатель
"Патриарх Алексий принадлежал к поколению клириков, пережившему сталинские и хрущёвские гонения и самим фактом выбора своего поприща выказавшему предпочтение Голгофе, а не спокойному житию. Представители этого поколения духовенства, ставшие депутатами первого перестроечного совета, не считали это своим основным местом работы (хотя это и сулило огромные выгоды), а в первую голову определяли себя священнослужителями. Затем они и вовсе безболезненно отказались баллотироваться. Являясь потомственным пресвитером, Патриарх ценил Божий дар священства очень высоко, повторяя, что прежде всего он священник и лишь потом администратор. Это проявлялось и в его, можно сказать, постоянном стремлении к литургическому служению, что немыслимо без любви к службе Божией. А литургисать столько, сколько Святейший, не решаются даже очень многие молодые священники, ибо это великий труд, и подвижническое служение Его Святейшества стало достойным примером для всех, кто стоит перед Престолом Всевышнего. Будучи Правящим архиереем Москвы, Святейший Алексий практически до последнего времени считал своим долгом лично рукополагать во иереи всех московских ставленников и лишь в последние года два, уступая немощи, стал предоставлять такую честь своим викариям. Не будем забывать, что свою последнюю Литургию Святейший отслужил накануне своей кончины, то есть ушёл он действующим Первоиерархом".
Владимир Легойда, церковный и общественный деятель, журналист, педагог, главный редактор журнала «Фома»
«В моей жизни было всего несколько встреч со Святейшим Патриархом Алексием, и все они вспоминаются сегодня с особенной теплотой и тихой радостью. Самой дорогой для меня, конечно, стала встреча, на которой Святейший подписал указ о строительстве храма при МГИМО.
Когда инициативная группа по созданию храма собралась впервые, мы хорошо понимали, что нам предстоит долгий и непростой путь, связанный с получением земли, сбором средств на строительство храма, самой постройкой и прочими заботами и хлопотами, неизбежно сопровождающими любое подобное дело. И всё-таки самым главным было получить благословение. И вот 13 апреля 2005 года основная часть инициативной группы во главе с ректором МГИМО А. В. Торкуновым отправилась на аудиенцию к Святейшему Патриарху в Чистый переулок. Все мы очень волновались, — и потому уже, что предстояла встреча со Святейшим, а так как нам предстояло обсудить весьма непростой вопрос, то и переживали мы вдвойне. Волновался даже наш ректор, которому, казалось бы, чего переживать: ему ведь доводилось принимать в МГИМО и министров, и президентов, и королей... Мы прибыли, когда у Святейшего заканчивалась предыдущая встреча. Потом нас проводили в комнату приёмов и попросили немного подождать. Всё было очень чинно, спокойно и даже торжественно. Через несколько минут ожидания двери открылись и вошёл Святейший Патриарх. Мы подходили под благословение, и уже тогда я почувствовал, что волнение начинает проходить. Святейший благословил каждого и предложил нам садиться. Когда началась беседа, я вдруг понял, что волнение полностью исчезло: синдром больших и важных кабинетов, в которых трепет обычно лишь нарастает в присутствии их хозяев, здесь явно не работал. Было очень спокойно и радостно. Патриарх внимательно выслушал нашу просьбу и сказал, что считает строительство такого храма очень важным и благословляет учреждение Патриаршего подворья со строительством храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, покровителя дипломатов.
Отведённые протоколом двадцать минут пролетели очень быстро, но Святейший продолжал беседовать с нами, расспрашивая об институтской жизни, о том, чем живёт молодёжь и, конечно, о том, как родилась наша инициатива и насколько в ней принимают участие студенты. Мы передали Святейшему несколько экземпляров свежего номера “Фомы”, и ректор попросил Патриарха об интервью нашему изданию. Святейший согласился и тогда я, осмелев, спросил: “Вы обещаете, Ваше Святейшество?”. — “А разве Вы не знаете, что обещанного три года ждут?”, — уточнил, засмеявшись, Патриарх. Я сказал, что мы готовы ждать и больше (интервью вскоре состоялось). Мы ещё говорили о разных вопросах и вдруг (как мне показалось) Святейший стал говорить о том, как важно, чтобы храмы были открыты — в прямом смысле, чтобы любой желающий мог войти в храм и помолиться, когда у него возникнет такая потребность. Что ситуация, когда храм открыт только на время богослужения или тем более только воскресного богослужения — неправильная, ненормальная ситуация, которая, увы, сегодня стала чуть ли не нормой. Было видно, что Патриарх говорил о том, что очень сильно его заботит и что он давно пытается изменить, но пока не получается.
...А ещё в памяти сохранилась одна маленькая, быть может, совсем незначительная, но очень человеческая и какая-то трогательная деталь. Когда Святейший подписывал документ об учреждении подворья, он, взглянув на нас и, улыбнувшись, сказал: “Я подпишу завтрашним числом. Не все любят сегодняшнее”.
Вот таким мне запомнился Патриарх Алексий: радостным, светлым, понимающим и близким. Настоящим пастырем и Предстоятелем Церкви — не учреждения, но собрания верующих».
Подробнее читайте на сайте ПРАВМИР.РУ: http: //www.pravmir.ru/pamyati-patriarxa-aleksiya-ii/