С давних времен испытали на себе люди силу вина. Свидетельствует об этом Священное Писание, сохранившиеся изречения древних мудрецов. Так, например, спартанцы, чтобы показать молодежи мерзость от опьянения, спаивали илотов и приводили их на пиры. Вот что по этому поводу сказал Плутарх: «Показывать вред от опьянения за счет спаивания других – бесчеловечно и не полезно для народа и государства». Спустя тысячелетия ему вторит виднейший российский ученый В. М. Бехтерев: «Зло, известное под названием алкоголизма, имеет огромное государственное значение, ибо определенно можно сказать, что вместе с развитием алкоголизма понижается в стране как физическая, так и умственная энергия и трудоспособность населения, вследствие чего ослабляются экономические силы страны, и вместе с тем падает нравственность. Это выражается увеличением числа преступлений».
Верность этих слов подтверждает современная действительность. И какие бы доводы ни приводили сторонники «культурного пития», факт остается фактом – вино еще никого не сделало счастливым, а вот горя и бед приносит немало. Специальным решением 28 сессии ВОЗ (1975) алкоголь признан наркотиком, подрывающим здоровье населения.
Немного истории.
В качестве аргумента сторонники винопития говорят, что на Руси пили всегда. Так ли это? Факты свидетельствуют о другом. Так, немецкий посол барон Сигизмунд Герберштейн, бывший в России с 1517 по 1526 годы, прославившийся точным описанием жизни в России, в своих записках о Московии упоминал о пьянстве господ, но не народа. В книге «Допетровская Русь» польский дворянин, побывавший в России в 17 веке, писал: «Московитяне соблюдают великую трезвость, которую требуют скоро и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено. Корчем и кабаков нет. Негде купить ни вина, ни пива. И даже дома никто не смей приготовить для себя хмельного».
Проблемы с алкоголем возникли в России в середине 19 века, когда появились винно – водочные фабрики и пивные заводы. Практически сразу на этот вызов стали появляться общества трезвости с комплексной системой деятельности. В 1911 году существовало 800 обществ трезвости, к 1913 году – более 2000. В результате их деятельности десятки тысяч людей избавились от пагубного недуга. Один из основателей обществ трезвости педагог С. А. Рачинский утверждал, что надежным заслоном пьянству должны стать трезвенные традиции, при соблюдении основного принципа – развития трезвенного движения во всероссийском масштабе.
Алкогольная ситуация сегодня.
Необходимо отметить, что в 1905 году по потреблению алкоголя Россия занимала второе место в мире при показателе 3,13 литров на душу населения в год. Деятельность обществ трезвости способствовало тому, что на момент начала военных действий в июле 1914 в России был принят «сухой закон», принесший немало добрых плодов в протяжении многих лет.
Возрождение трезвеннического движения в России возродилось спустя сто лет, в конце 20 века. К этому времени показатель потребления алкоголя увеличился в разы и в настоящее время составляет по разным подсчетам 18 – 25 литров в год на человека. О последствиях говорить не будем – мы все их сейчас проживаем как в семьях, так и в обществе в целом. Масштабы предстоящей деятельности впечатляющие. На огромных просторах России ведется настоящая война – война за ценности. Алкоголь используется как оружие против нашего народа. Не будем забывать историю: с помощью этого оружия были порабощены индейские племена.
В настоящее время на приходах организовываются общества трезвости, объединившиеся во Всероссийское Иоанно – Предтеченское Братство «Трезвение». На территории Свердловской области действует Общественно – государственное Движение «Попечительство о народной трезвости», объединяющее в своих рядах государственные, религиозные и общественные структуры. На территории Верхотурского округа также с 2013 года при Свято – Николаевском мужском монастыре создано и активно действует общество «Трезвение» во имя прп. Илии Верхотурского под руководством иеромонаха Аркадия (Абатурова). С апреля 2014 года организовано и действует отделение Движения «Попечительство о народной трезвости». Совет Движения возглавил глава округа А. Г Лиханов. Деятельность Верхотурского трезвеннического движения активно проявило себя на областном уровне и сейчас на Верхотурской земле проводятся обучающие семинары, расширенные заседания Совета Движения. Верхотурские трезвенники делятся опытом работы как у себя, так и выезжая по приглашению на другие территории.
Конкретные дела трезвенников.
Основной задачей трезвеннического движения является утверждение трезвости, как нормы жизни. С этой целью в Верхотурском обществе «Трезвение» действует несколько групп. По понедельникам после совершения молебна с акафистом пред списком чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и Крестного хода вечером проводятся занятия с зависимыми мужчинами. По вторникам в надвратный Симеоно – Аннинский храм приходят помолиться Господу о своих недужных женщины, объединившиеся в группу «Надежда». После молебна есть возможность пообщаться друг с другом и провести время в беседе со священником. По вторникам проходят и молодежные встречи, ведутся занятия в детском ансамбле «Преображение». Ребята частенько приходят попеть на молебны. Раз в месяц совершаются трезвеннические Литургии с принятием обетов трезвости. Такие обеты очень важны даже для непьющих людей. Ведь с принятием обета ниспосылается помощь свыше родным и близким, страдающим от зависимости людям.
Женская группа «Надежда» в составе восьми человек приняла участие в XXIII Зимней встрече православных трезвенников на Ганиной Яме, на которую съехались представители трезвеннического движения от Челябинска до Улан – Удэ, Башкирии и Ханты – Мансийского округа. Участники встречи получили возможность послушать очень содержательные лекции протоиерея Игоря Бачинина, протоиерея Илии Шугаева – автора многих книг по семейной тематике, игумена Петра (Мажетова) с докладом «Психолого – богословский взгляд на зависимость», а так же лекцию К. В. Корепанова «Уроки истории и современные вызовы». Были и интересные тренинги, работы в группах, дискуссии, круглый стол, песенный круг. А самое главное – участие в Божественной Литургии во вновь отстроенном храме в честь иконы Божией Матери «Державная». И, конечно же – бесценный обмен опытом работы. Разъезжались, как всегда - благодарные организаторам, радостные от встречи со старыми друзьями-соратниками и знакомств с новыми, укрепленные и утвержденные на дальнейшие труды на благо родного Отечества.
Перспективы трезвеннического движения.
18 апреля в Центре культуры Верхотурья состоится расширенное заседания Областного Движения «Попечительство о народной трезвости». В заседании примут участие Совет Областного Движения, гости Северного Управленческого округа, и, конечно Верхотурское отделение Движения с приглашенными на заседание депутатским корпусом, молодежной думой, правоохранительных органов, руководителей образовательных учреждений, здравоохранения, предпринимателей. Рабочая группа Движения ведет подготовку к приему такого солидного форума. В повестке дня – итоги работы за 2015 год и задачах на 2016 год; о совместной работе Областного Совета, муниципальных отделений Движения и православных обществ «Трезвение». Будет заслушана информация о работе отделений Движения Северного управленческого округа. Состоится дискуссия «Как организовать эффективную работу отделений Общественно – государственного Движения «Попечительство о народной трезвости». Как видно, трезвенническое движение с Божьей помощью набирает силу. Приглашаем каждого нашего читателя принять участие в этом столь важном, как для всего нашего общества так и отдельного человека, деле. Приходите на совместную молитву, на встречи и мероприятия. Пусть каждый личным примером покажет радость трезвой жизни. Ведь только трезвая Россия станет великой.
Светлана Маслова.