Предание гласит, что первый святой на уральской земле – праведный Симеон Верхотурский отошел ко Господу в 1642 году. Было это в правление первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. Когда через 50 лет, в 1692 году, уже в царствование Петра Великого, стал восходить от земли гроб праведника с его нетленными благоухающими останками, память о нем почти изгладилась из памяти селян. Однако, пораженные таким чудом жители села Меркушино поняли, что погребенный являлся мужем не простым, а богоугодным. На этом чудеса не закончились, а только начались: от мощей праведника стала истекать благодать исцелений. Он также являлся людям во сне, давал добрые советы и помогал. Молва о чудесных мощах стала распространяться, а больные люди стали посещать место погребения новоявленного праведника. Чтобы оградить мощи от неблагоприятного воздействия стихий по благословлению тобольского митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) над гробом Симеона был поставлен малый срубец, а через два года, в 1695 году, владыка, посещая Верхотурье, благословил клирикам осмотреть останки праведника на предмет нетления. Вскоре он лично прибыл в Меркушино. Испытывая боль в глазе, архиерей с молитвой обратился к угоднику божию и был исцелен. Владыка попросил присутствующих рассказать все, что они знали о почившем. Однако имя его никто из них не помнил. И только в легендарных чудесных снах владыке и еще двум священникам было открыто: «Симеон!». Тогда же начали составлять житие праведника, черпая сведения из устных рассказов стариков. Припоминали его кончину, черты характера, образ жизни и занятия. Нестяжательность Симеона при шитье одежды, кроткий нрав и незлобие осмысливались как особый подвиг юродства, а болезнь чрева была сочтена последствием воздержания и поста. Составленное митрополитом Игнатием жизнеописание местночтимого святого постепенно дополнялось сведениями о чудесных исцелениях от мощей Симеона.