Сокрушение сердца о чем-либо чувственном омрачает и возмущает ум. Оно изгоняет из души чистую молитву и умиление, а влагает в нее болезненное томление сердечное. Отсюда жестокость и нечувствие безмерное, а через это демоны обыкновенно наводят отчаяние на взявшихся жить духовно (прп. Симеон Новый Богослов). Когда печаль и отчаяние в нас усиливаются, тогда мы не можем приносить должного покаяния (прп. Иоанн Лествичник). Случается же, что сатана ведет разговор с тобою в сердце: «Смотри, сколько худого сделал ты, смотри, какого неистовства исполнена душа твоя, сколько обременен ты грехами, что не можешь уже спастись» (прп. Макарий Египетский). Он это делает, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние, потому что неприятно ему покаяние твое. Ибо как скоро через преступление вошел грех, ежечасно беседует он с душою, как человек с человеком (прп. Макарий Египетский). Отвечай ему и ты: «Имею в Писании Господни свидетельства: «Не смерти хочу грешника, но покаяния, чтобы обратился он от пути лукавого и был жив» (Иез. 33:11). Ибо для того снисшел Он, чтобы спасти грешных, воскресить мертвых, оживотворить умерщвленных, просветить находящихся во тьме» (прп. Макарий Египетский). Не должно приходить в отчаяние и оставлять подвиг на половине дела, должно терпеливо пребывать в молитве до тех пор, пока Бог, видя нашу твердость, не озарит нас благодатию Духа, которая обратит в бегство наветника (свт. Василий Великий). Не говори: «Много времени я трудился и ничего не обрел», берегись этой мысли, ибо наказание следует сразу же за неверием: сердце, которое не верует, осуждено. Что есть наказание? То, что впал ты в отчаяние из-за богооставленности, родившейся от неверия твоего (прп. Исаак Сирин). Отчаяние же передаст тебя в руки уныния, а уныние передаст тебя расслабленности, последняя же уведет тебя от надежды твоей. Из того, что может случиться с тобой в конце концов, нет ничего хуже (прп. Исаак Сирин).