Всякий человек бывает смиренным и удобосокрушительным или жестокосердным и бесчувственным не по естеству, но от доброго или злого произволения своего (прп. Симеон Новый Богослов). Добродетельная душа избирается Богом не благодаря делам, но благодаря добродетельной воле, направленной к Нему, и сердцу, страждущему на всякий миг. Подобным образом не отвергает Он грешную душу на основании дел ее, ибо часто делам возбраняется совершиться по разным причинам. Но и без участия воли совершаются многие дела — как хорошие, так и плохие. Бог же смотрит на устремленность воли — на то, в чем она находит удовольствие. И достаточно для Него добродетели души, даже без дел, если нет возможности для совершения дел (прп. Исаак Сирин). Бог благ и милосерден: не в обычае у Него судить слабости естества и дела, совершенные по необходимости, даже если они предосудительны, однако Он осуждает нас, когда добрыми делами, которые могли бы сделать, мы пренебрегли (прп. Исаак Сирин). Ибо милостив Господь наш, и примет Он тебя не за труд твой, но за благое намерение разума твоего (прп. Исаак Сирин). Ни в чем другом не усматривается наше самовластие, как в том, чтобы иметь свой ум всегда возвышаемым и прилепляемым к единому Господу Богу (прп. Симеон Новый Богослов). Уповай на благость Божью и ожидай от Бога заступления, зная, что если обращаемся к Нему как должно и искренне, то Он не только не отринет нас вовсе, но, пока еще произносим слова молитвы, скажет: «Я здесь!» (свт. Василий Великий). Господь во всех наших делах, как требующих скорости, так и отлагаемых на время, всегда взирает на цель нашу, и потому все, что чуждо пристрастия и всякой нечистоты и делается единственно для Бога, а не ради иного чего-нибудь, вменяется нам во благое (прп. Иоанн Лествичник). Бог сотворил человека свободным, дабы он мог добровольно склоняться к благому, но даже склоняясь к нему произволением своим, он не в состоянии бывает совершить благого без помощи Божией (прп. Варсонофий и Иоанн). Если бы Бог пожелал судить и требовать отчета, то в человеке не оказалось бы ничего, что было бы лично его, ибо имущество и все сущие в мире блага принадлежат Богу. (прп. Макарий Египетский). Если нет доброй воли в человеке, Сам Бог ничего не делает для него, хотя и может по свободе Своей. Возможность принять благодать, дела Духа, зависит от воли человека. Сам Бог говорит: «Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, и вы не захотели» (Лк. 13:34). Поэтому должно веровать, что Он Сам собирает нас, от нас же требует только доброй воли. Что же будет обнаружением этой воли, как не труд добровольный? (прп. Макарий Египетский). Волю же разумею я не внешнего только касающуюся, того, чтоб не есть, не пить (поста), не делать никакого дела по своей воле (смирения), но и внутренних движений сердца, именно, чтобы не смотреть страстно ни на что, не осуждать никого внутри сердца, не радоваться ничьему падению, не гневаться в сердце своем, никому не завидовать и не ревновать злою ревностью (прп. Симеон Новый Богослов).