Всякий мнящийся быть мудрым, потому что прошел все науки и сведущ во внешней мудрости, никогда не сподобится проникнуть в тайны Божии и увидеть их, если прежде не смирится и не сделается в чувствах сердца своего безумным, вместе с самомнением отвергая и приобретенную ученость (прп. Симеон Нов. Богослов). Мудрецы, которые хотят быть толкователями Писаний, не имея Небесного Духа и не имея единения с Божеством, подобны уродам, не обладающим здоровыми членами тела своего, передающие ущербное и гнилое слово. Таковы поврежденные грехом, от своего ума или от своей мудрости они хотят вещать о небесном, от которого не родились (прп. Макарий Египетский). Ибо кто познает Творца, прежде чем не увидит Его? (прп. Симеон Новый Богослов). Те же, живущие в страстях, как сказал я, нося безумие, как одежду, и облекшись в самомнение, как в славу, утешаются и смеются над прочими, хотя сами играют с тенями по подобию щенков (прп. Симеон Новый Богослов). Рабы самомнения и гордости, добровольно ставшие ими и отдавшиеся в плен, они всегда исполняют свою волю, оставив Божии законы, они сами себе суть закон, и не Богу, но себе самим они служат, о дерзость, вместо славы Божией ища своей славы и стараясь создать ее всякими делами и способами (прп. Симеон Новый Богослов). Хотя телесными, плотскими ушами они и слышат, но духовные уши сердца имеют покрытыми и совершенно не могут слышать Бога. Ибо они никоим образом не в состоянии снять с самих себя покрывала гордости и нечувствия, потому что сами на себя наложили его добровольно и только думают, что видят и слышат (прп. Симеон Новый Богослов).