Мальчик Ваня из шляхетского рода Кульчицких с Черниговщины поступил в Киево-Могилянскую коллегию, учился там у митрополита Стефана Яворского. К концу курса он принял монашество с именем Иннокентий и был персонально затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а оттуда — в Санкт-Петербург, где в ту пору только основали Александро-Невский монастырь, будущую лавру. Там молодой образованный монах обратил на себя внимание императора Петра I, который решил отправить его в Пекин — открывать там Русскую православную духовную миссию. В 1721 году иеромонаха Иннокентия рукоположили во епископа и в сопровождении двух иеромонахов, иеродиакона, пяти певчих и трёх служителей проводили в неведомую страну. Без малого год добирались они до Иркутска. Оттуда двинулись за Байкал и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске, и там три года ждали сначала разрешения на въезд в Китай, а получив отказ, — дальнейших распоряжений Синода. Денег не было совсем. Чтобы не умереть с голоду, миссионеры ловили рыбу и нанималась на работы к местным хозяевам. Своё поношенное платье владыка Иннокентий чинил себе сам. А утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе. Зато вынужденное это «сидение» в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель Иннокентий восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял будущих священников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск. Лишь в марте 1725 года получил владыка повеление переселиться в иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. И туда к нему в поисках духовного утешения потянулись люди, особенно инородцы. Наконец из Петербурга пришло высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерчинским. Этим решением была образована новая Иркутская кафедра. Но жить по-прежнему было не на что: консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. Только в 1828 году епископу выделили наконец дом в городе. Но несмотря на все трудности, миссию свою — проповедь Слова Божия среди язычников — владыка Иннокентий выполнял так успешно, что они крестились не только семьями, но и целыми стойбищами. Из новокрещеных бурят даже образовалось целое поселение — Ясачное. А вот жалованья при жизни он так и не дождался: решение о начислении ему содержания и удовлетворении некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался — 27 ноября 1731 года владыка Иннокентий скончался. А через 33 года после кончины святителя Иннокентия были обретены его мощи. В 1804 году по решению Синода их торжественно, при великом стечении народа, крестным ходом перенесли в соборную Вознесенскую церковь, и в память об этом в Иркутске до 1920 года ежегодно совершался крестный ход. В 1920 году в Вознесенской обители начались аресты, а в 1921 мощи святителя Иннокентия вскрыли для «медицинского освидетельствования», увезли в Москву и выставили в музее Народного комиссариата здравоохранения с табличкой «Сибирская мумия». После закрытия выставки более 70 лет о местонахождении святыни достоверных сведений не было. Обнаружили её только в 1990 году — в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина и сначала перенесли в ярославский Толгский монастырь, а оттуда поездом доставили в Иркутск.