Церковное служение святителя Фотия, Патриарха Константинопольского, пришлось на вторую половину IX века — период, когда была окончательно побеждена ересь иконоборчества, но на смену ей пришла смута политическая: перевороты следовали один за другим, сын предавал мать, друг убивал друга. В этом водовороте земных страстей византийский Патриарх должен был защитить православную веру от еретических нововведений Рима, который в результате длительной иконоборческой смуты потерял духовную и культурную связь с Византией. Для этого святителю Фотию понадобились все его блестящие дарования ученого, политика и богослова. Патриарх Фотий впервые в истории Церкви начал богословскую полемику с папским престолом относительно вставки в Символ веры, согласно которой Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. В науке эта вставка получила название filioque (лат.), то есть «и от Сына». Это добавление впервые прозвучало в 681 году на XII Толедском Соборе. Во время патриаршества святителя Фотия Символ веры с filioque приняли многие западные поместные Церкви, и именно в таком виде западный Символ веры был представлен римскими миссионерами в Болгарии. Византийский Патриарх решительно осудил это нововведение как еретическое, положив начало антилатинской полемике. В отличие от многих антилатинских полемистов, которые увлекались сугубо обрядовыми проблемами, святитель Фотий сосредоточил свое внимание на вопросах вероучения. По его инициативе в 867 году в Константинополе был созван Собор, который предал анафеме Папу Николая I, осудил учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына и объявил незаконным вмешательство Рима в дела Константинопольской Церкви.