Две славянские страны-соперницы, как известно воевали и враждовали, в течении чуть ли не всей своей истории. Речь Посполитая стремилась не один век построить державу от моря до моря, но именно православная Россия собрала в единое государство множество племен и народов, утвердила христианскую веру и на просторах Сибири, и на землях бывшего Дикого поля. Однако, немало поляков, как и жителей других государств нашли в России вторую Родину, даже в такой сибирской грубинке, как Верхотурье. Исторические документы, например, говорят о дворянском роде Якубовских. «Прислан по грамоте Великого государя с Москвы для службы в Верхотурье, в дети боярские иноземец, шляхта Матвей Войтахов Якубовский, и по осмотру явили на нем латы, ружье, саблю, сайдак, пищаль. Государева жалованья оклад ему денег 14 рублей, тоже хлеба, овса, соли. А по осмотру в полковую службу годен.» Приехавший с ним сын Федор: «На коне, у него ружье, пищаль, в службу годен». Был с ними еще и младший сын Сергей. Эти выбравшие службу русскому государю поляки, так и осели в Верхотурье. Сергей Якубовский участвовал в войне со Швецией, при Петре Первом. Сыновья Федора: Василий и Иван также служили в русской армии. Потомки служили и на военных и на гражданских должностях в Верхотурье и Екатеринбурге. Но не всем представителям рода повезло. Кто-то из них со временем потерял и дворянское звание и положение в обществе. Дошло до того, что один из них – Иван Якубовский, оставшийся в детстве сиротой, был сдан по рекрутскому набору в мастеровые, был и в рудокопной работе, на промывке золота на Березовском и Пышминском заводах. В 1822 году он обратился к государю императору Александру Павловичу с прошением от такой работы его освободить, и со временем получить какую-то другую службу. Указав в прошении : «Предки мои, уроженцы польской нации в службу российскую поступили при царе и великом князе Алексее Михайловиче». Впрочем, это обращение результата не имело. Лишь в 1831 году Николай Павлович внял просьбам шляхтича, предки которого послужили России, и мастеровой, вместе с семейством, именным указом царя вновь был «утвержден в дворянском достоинстве». Были в Верхотурье и другие уроженцы Речи Посполитой. Самые первые воспоминания оставил Адам Каменский-Длужик, военнопленный, который, однако, тоже послужил России в сибирских гарнизонах. Верхотурье он называет городом людным, полным товаров, деревни большими, урожаи на полях хорошими. Удивляясь, лишь, тому, что местные жители не знакомы с гречихой, она здесь не растет. Но больше всего поляков в Сибири оказалось после восстания 1863 года, в Верхотурье тогда прибыл не один десяток ссыльных. По всей Пермской губернии более четырехсот человек. Примечательна история учителя музыки из Гродно Бялокова. Он успел здесь обучить азам музыкальной грамоты детей уездного исправника, уездного судьи, и полицейского надзирателя. Впрочем, его почему-то быстро отправили назад, о чем в Веротурье только сожалели. А от предпринимателя Леона Крупецкого, сосланного в Верхотурье из Варшавы осталось 16 писем родным, в которых он рассказывает о городе на Туре. Критических отзывов у поляка, склонного ко всему европейскому, достаточно много. Однако он отмечает, что многие крестьяне и ремесленники живут зажиточно, хорошо работает почта, он выписывал из Европы газеты и журналы. А также с уважением отзывается о чистоплотности россиян, которую он наблюдал в избах.