В истории Верхотурья, как и во всей российской истории, много имен простых людей, которые совершили свой подвиг, но никогда этим особо не гордились. А между тем, от их поступка зависело очень многое. В 1612 году, во время Смуты, к Верхотурью подступили мансийские отряды. Предводители их были настроены воинственно: сжечь город, вырезать русских людей. Воевода Степан Годунов, родственник умершего царя Бориса, правил городом достаточно долго, хорошо знал нравы местных жителей. С его ведома и с добровольного согласия к манси отправился казак Данила Шавков, который тоже хорошо знал обычаи и язык лесного народа. Он сумел склонить на свою сторону вождей восставших ласковым обхождением, вниманием, обещанием разобраться со всеми обидами и несправедливостями. И это подействовало. Шавков даже сумел собрать ясак на следующий 1613 год, пригласил и привел мансийских сотников в город на переговоры с воеводой. Дело окончилось миром. Как оказалось, манси боялись, что во время этой большой Смуты на Руси их призовут на военную службу, оторвут от родных лесов и отправят подавлять чьи-то мятежи, участвовать в больших сражениях. Обошлись без них. В том же 1612 году народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от интервентов-поляков, к власти в России вскоре пришла новая династия Романовых. А союз манси с «белым царем», как и прежде, ограничился сбором ясака, покровительством и защитой царской власти. При решения ряда спорных вопросов с русскими поселенцами во многих случаях споры разрешались в пользу коренных жителей. Просто потому, что власть в Москве хотела видеть на новых территориях надежных подданных. О судьбе же Данилы Шавкова по историческим источникам более ничего неизвестно. Ясно только, что оказался казак, как почти всякий русский человек, прирожденным дипломатом и совершил свой подвиг для того, чтобы город жил, и на этой земле был мир.