Никифор родился во второй половине VIII века. Получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни — пострадали от императора-иконоборца Константина Копронима. В царствование Льва IV святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту Православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора. После Собора святитель Никифор несколько лет оставался при дворе, но полная суеты жизнь всё более и более тяготила святого. Он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь. При императоре Льве V Армянине, для Церкви вновь начался период смут и гонений. Император не мог сразу начать гонение на православие, поскольку иконоборчество было осуждено VII Вселенским Собором. Никифор продолжал служить в Великой церкви, смело убеждая народ хранить веру, и проводил последовательную и неослабную борьбу с ересью. За отказ на вызов императором на еретический собор Никифор был отлучен от церкви и был сослан сначала в монастырь в Хрисополь, а затем - на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой Патриарх Никифор скончался в изгнании. Нетленные мощи святого, пролежавшие в земле 19 лет, в день 13 марта 847 года, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии. Он был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие - многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания.