Внутреннее недовольство, тайная тоска, леность, усталость от суеты, постоянное стремление заполнить пустоту развлечением - каждый хоть раз испытывал подобное. В этой бесконечной суете мы теряем себя, смысл своей жизни. И сам святитель Тихон страдал от уныния, и, несмотря на всю его чистую жизнь, он все годы провел в неустанной борьбе с этой страстью. Гнал ее добрыми делами, молитвой, трудом и утешением тем, кому было еще хуже. И нам советовал таким же образом понуждать себя. Ведь «Царство Небесное нудится». Он предупреждал, что страсть эта лютая, всех ломит: и довольных жизнью, и тех, кто в уединении подвизается. Главное - бороться с ней много нужно. Не давать пустоте в душе ширится, важно заполнять ее полезным деланием: понуждать себя к труду, молитве, добрым делам, как «ленивую лошадь надо гнать себя плетью». Господу будут видны труды и старания, и Он смилуется, подаст усердие и охоту на всякое дело. Здесь любые средства хороши. По словам владыки Тихона «приучаться нужно к хорошим привычкам, которые, в свою очередь, повлекут за собой новые хорошие навыки к добру». Лучше менять каждый раз занятия, попеременно, то руками работать, то умом. «Тогда - говорит святитель, - вырастут хорошие плоды, благодатные. Делай и ты так, то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу почитай, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении, и о прочем, то есть молись, читай книгу, занимайся рукоделием, и опять молись, и опять другое делай. И когда нападет сильное уныние, выйди из комнаты и, прогуливаясь, рассуждай о Христе и прочем, и, рассуждая, вознеси ум к Богу и молись. Ты прогонишь уныние. Память о смерти, приходящая нечаянно, память о суде Христовом и память о вечной муке и вечном блаженстве отгоняет уныние. Рассуждай о них».