Корреспондент Верхотурской городской газеты «Новая жизнь» Михаил Смышляев взял интервью у наместника Николаевской обители для православного выпуска «Мир всем».
- о. Лавр, вы в Верхотурье недавно. Вы – новый наместник монастыря, утверждены в должности Святейшим Синодом. Для города: Духовного Центра Урала – это событие. Верующий православный люд и те, кто еще только утверждаются в церковной ограде в таких случаях обычно возлагают добрые упования, просят Господа о помощи в делах монашеской обители, жизни храмов города,мирном устроении и согласии.
Расскажите нам, читателям, о своем духовном и жизненном пути.
-Духовный путь каждого человека начинается с храма Божьего. Господь так судил, что я еще школьником, мальчиком девяти лет попал в храм села Меленино Киреевского района Тульской области. Сам я родом из тех далеких от Верхотурья мест. И в храме встретился с очень светлыми, добрыми людьми: верующими бабушками, которых сейчас уже нет в живых,своим первым духовным руководителем – протоиереем о. Геннадием, который до сих пор служит в этом храме. Через них произощло мое знакомство с храмом, с Богом, с православной церковью. И было так: в школу пришли верующие женщины, и мне предложили прочитать в храме на праздник Рождества стихотворение. И со мной случилась перемена. Да, у нас тоже были иконы, бабушка по отцу дружила со многими священнослужителями, но сам я в храме до этого, никогда не бывал. Меня все там поразило, удивило: много людей, которые крестились, молились, ставили свечи, передавали записочки, свечечки - шепотом «Поставьте, пожалуйста Казанской!», «Святителю Николаю!».Батюшка открывал Царские врата, выходил, что-то говорил...Хор пел. Для меня все это было, как удивительное открытие.Я рассказал стихотворение. Первая встреча с храмом, с Богом, с этими людьми запала в сознание. А потом предложили на Пасху рассказать стихотворение. Я уже надеялся, ждал, когда же будет Пасха. С этого началось мое постоянное присутствие в том храме – Казанской иконы Божьей Матери. Поступил в воскресную школу при храме. Начал петь на клиросе, принимал живое участие в жизни этого прихода. Хотя из моего городка надо было на автобусе ехать до Меленино 7 километров, потом порядка еще семи километров идти пешком. Оттуда, в обратный путь, вообще, всю дорогу ходили пешком. Но, дорога никак не затрудняла, не отяжеляла, было очень интересно с верующими людьми.
После окончания школы, сразу поступил в семинарию – в Туле. Нет, все было не так просто. Трижды хотел уходить из семинарии – были реальные трудности, тяготы жизни, а ведь еще только вырвался в жизнь из-под маминого крыла. Но Господь спасал встречами со светлыми людьми с твердым духовным стержнем: такими, например, как схимонахиня Феодосия. Общение с такими людьми сформировало в сознании нужные и важные вещи, благодаря чему потом принял монашеский постриг,хотя, изначально к нему не готовился. Да, в монахи, в семинарии идти еще не собирался, хотел стать священником, если Господь к этому сподобит, создать большую хорошую христианскую семью. Но закончил семинарию и попал к владыке Кириллу – архиепископу Ярославскому и Ростовскому, нынешнему митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому. Владыка дал мне послушание в Ярославле, при Свято –Федоровском соборе: храме в честь Федоровской иконы Божьй Матери. Владыка, однажды, направил пожить меня в Псково- Печорском монастыре. До этого, в монастырях я никогда не жил. Прожил две недели, и понял, что без этого уже жить не могу. Все стало родным, близким: службы, послушания, монашеская трапеза. Все стало осознанным: монашество – мой жизненный выбор. Накануне дня празднования святых мучеников Флора и Лавра, владыка в этом же Свято –Федоровском соборе постриг меня в монахи, а на следующий день рукоположил в дьяконы. Это было в августе 2008 года. Служил в Ярославле, до тех пор, пока архиепископа Кирилла не перевели сюда – на Урал.Был клириком Свято- Федоровского собора, проректором Ярославской духовной семинарии по воспитательной работе; .потом, когда, благодаря усердию и трудам владыки был восстановлен величественный. монументальный Успенский собор – на слиянии Волги и Которосли., меня поставили ключарем, то есть старшим священником собора. Когда в 2011 году решился вопрос о переводе архиепископа Кирилла на Урал, он предложил мне поехать с ним. Я стал ключарем Ивановского храма и проректором екатеринбургской семинарии по воспитательной работе.
-Верхотурье в вашей судьбе, если не ошибаюсь, с прошлого года?
Да, митрополит Кирилл, еще в 2014 году предлагал мне поехать пожить в Верхотурье, посмотреть Верхотурье.Правда, сначала я отказывался, в Верхотурье я бывал поначалу лишь на праздниках святого праведного Симеона. Той радости в душе мне казалось достаточно. А что-то большее вызывало настороженность. Но когда решился вопрос о переводе о. Филиппа в Троице-Сергиеву Лавру, кому-то надо было хотя бы временно возглавить Свято – Николаевский мужской монастырь, я повиновался воле Божьей, выразившейся в намерении и решении владыки. Приехал сюда. Это были майские праздники святого Симеона. Первое время я жил с мыслями и надеждой, что появится достойный человек на должность наместника монастыря, чувствовал себя, как бы не на своем месте. Но каждый день прикладывался к мощам Симеона и просил праведника, чтобы он сам выбрал достойного руководителя обители. И, конечно, рассуждал – а если я стану этим человеком, смогу ли справиться, как примет меня братия монастыря.
И вот произошло чудо. Для меня это было именно чудо. В связи с реконструкцией игуменского корпуса, я был вынужден переселиться в братский корпус...Подходит наш монастырский казначей и говорит, что в келье нашел ризу из под старинной иконы, самой иконы не было. Риза была большая, размером пятьдесят на восемьдесят, по всей видимости из иконостаса какого – то храма.И по ризе было понятно, что на иконе были изображены 4 святых: Пантелеймон – целитель, он изображается с медицинским сундучком, Симеон Праведный со свитком–«Молю вас братия, внемлите себе», но кто были еще двое святых – непонятно.Риза была в плохом состоянии, я не мог понять. Но икона потом нашлась, наней были действительно и святой Пантелеймон, и Симеон Праведный, а взади них стояли два святых – Флор и Лавр: мои небесные покровители. Причем, Лавр стоял сразу за праведным Симеоном. Для меня это было большим явным знаком, я воспринимаю это, как великий знак Божий.
Самым решающим, конечно, было и определение Святейшего Синода. Есть много людей, умудренных возрастом, опытом; я –человек молодой по возрасту, в монашеском сане недавно. Но воля Патриарха, решение Священного Синода. Такие решения не мыслятся без Божьего вмешательства...22 октября Священный Синод утвердил меня в должности наместника монастыря.
-Кем вы видите свою миссию здесь – в Верхотурье? Какова, на ваш взгляд, миссия Верхотурья?
Ответственность у меня, как руководителя, понятно, очень большая.Дел впереди предстоит много. Надо оправдать доверие: Святого Праведного Симеона, иерархов церкви, тех людей, кто здесь молится, трудится, спасает души. Для этих людей с разными судьбами, разными характерами и приоритетами наместник монастыря должен быть отцом. Чтоб была одна большая добрая семья, люди в монастыре объединялись бы под добрым семейным началом – с желанием послужить Богу. Возрождать, строить, реставрировать – можно долго, пожалуй, очень долго. Но надо еще созидать, преображать в душах людей. Одному все не сделать, нужно еще, чтобы были бы добрые помощники.
Моя поездка на Афон – о ней скажу хотя бы немного. По благословлению владыки, еще до заседания Синода, ездил на Афон – испросить благословления у честных старцев, духовных отцов. Была беседа с мудрым старцем - о. Ефремом: настоятелем Ватопедского монастыря, во всем христианском мире это одна из первых, по значимости монастырских обителей. Там находится величайшая христианская святыня– пояс Божьей Матери, 120 человек монастырской братии. А о. Ефрем – духовный ученик Иосифа Исихаста и Иосифа Ватопедского, которые в свое время возобновили духовную жизнь на Афоне. Мы побеседовали и он произнес «Аксиос!», что по гречески означает «Достоин!»...Школа молитвы, ход службы, устав службы, духовное делание – там совершенно другое. мне довелось все это наблюдать, со всем знакомиться – на Афоне провел несколько недель.
У меня сложилось свое представление: как трудиться, как молиться, как строить духовную жизнь. Верхотурье – жемчужина Урал, духовный центр, гор.од, где хранятс святые мощи. Есть большая ответственность за сохранение всего этого.
Честно скажу, когда первый раз посетил Верхотурье в качестве паломника – оно произвело на меня несколько удручающее впечатление. При наличии такого величественного собора: заброшенный край, никому не интересный? В центральной России, я жил в больших городах, где все уже восстановлено, все благоустроено. Люди живут в Верхотурье, прямо скажем, в очень непростых условиях: печки, дрова, колодцы, туалеты на улице. Но когда я стал чаще бывать в Верхотурье, а теперь уже и живу здесь, я понял, что многие люди прониклись такой любовью к Святому, Праведному Симеону, что их уже ничего не останавливает. Лю.ди оставляют свои благоустроенные жилища в Челябинске, Кургане, перезжают сюда не ради какого-то экстрима,а ради того, чтобы быть поближе к праведнику.Целыми семьями. У меня это вызывает чувство восторга. Верхотурье, непременно будет меняться, в том числе и в бытовых
условиях. А вот идентичность, самобытность, какая есть здесь, ее больше нет нигде
И, конечно. роль Верхотурья в судьбах православия, судьбах России была, есть, и будет. Возрождается монашеская жизнь, реставрируются храмы, растут, пусть не так быстро, приходы. Нам надо оправдать, что мы являемся Духовной столицей Урала.Нам надо вновь быть проповедниками христианства, как ими были Симеон Праведный, или допустим Иоанн Шанхайский, Николай Японский. Наша задача – проповедь Слова Божия примером своей жизни, участием в общественных, государственных, народных делах и заботах. Здесь на Урале всех нас с благими делами и помыслами объединяет сам Симеон Праведный. Мы чувствум его поддержку, иначе нас, наверное, здесь бы не было. Братия, хоть и немного, но приумножается, при монастыре есть замечательное духовное училище, которое воспитывает новые кадры священнослужителей.Есть духовно-просветительский центр «Покров», который очень много, очень разносторонне трудится на общее благо – привлечения российских людей к святой матери – церкви, утверждения православной духовности.
Все будет так, как угодно Господу. Возложим на него наши чаяния и упования.
-О. Лавр, спасибо за такую продолжительную, интересную и духовно полезную беседу.
Записал Михаил Смышляев.