«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). Молитва фарисея, начинающаяся с благодарения: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Это как будто призывание Бога, а на самом деле – утверждение своего «я», ибо сердцевина гордости, по преп. Иоанну Лествичнику, есть «бесстыдное проповедание своих трудов». Подтверждение этому слова фарисея: «Я не таков, как все прочие – грабители, обидчики, прелюбодеи, – я не таков, как сей мытарь». Фарисей как будто и верит, и предан Господу, как будто ищет Его помощи, а на самом деле унижает ближнего и бесстыдно превозносится, он подходит уже к величайшей степени гордыни – отвержению Бога. А вот другой - мытарь, сборщик налогов. В Иудее во времена Римской оккупации профессия эта была окружена всеобщим презрением. Мытарь, по-видимому, ничего не исполнял из закона Божия, но, чувствуя своё ничтожество, ударил себя в грудь и взмолился: «Боже, милостив буди мне, грешному!». Он сконцентрировал духовные силы на своей греховности, на своем несовершенстве и немощи перед лицом Бога. И Господь открыл в его сердце первую из заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3).