По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла вскоре после назначения на должность наместника Свято-Николаевского монастыря игумен Лавр отправился на Святую Гору Афон. Цель его поездки в монастырь Ватопед- не простое паломничество, это необходимость получения духовного опыта для дальнейшего служения на монашеском поприще. Пребывание на Афоне для русского паломника – это не только возможность прикоснуться к святости этой благословенной Земли, но и общение с духоносными старцами, совместные молитвенные бдения с афонскими монахами, приобретение личного молитвенного опыта.
В 2016 г. в России и на Афоне пройдут мероприятия, направленные на широкомасштабное празднование юбилея 1000-летия русского монашества на Афоне. Инициатива празднования принадлежит Русской Православной Церкви. Президентом РФ В. Путиным было издано Распоряжение от 16 октября 2012 г. N 468-рп «О создании рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой горе Афон». В соответствии с этим Распоряжением на 2016 г. запланирована программа мероприятий, по возрождению 1000-летнего духовно-культурного наследия древнерусского монашества на Святой Горе и Русского Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.
О монастыре Ватопед: история.
Ватопедский монастырь или Ватопед (греч. Βατοπέδι или Βατοπαίδι) греческий мужской монастырь находится на северо-восточном побережье полуострова Афон, между монастырями Эсфигменн и Пантократор. По приданию его нынешний вид был создан приблизительно в 972-985 годах тремя богатыми людьми Афанасием, Николаем и Антонием, которые приняв монашество, были посланы в монастырь Ватопеда по указанию их учителя святого Афанасия Афонского.
Ватопед состоит из 31 храма (12 на его территории и 19 за его пределами). Главный собор храма, датируемый Х веком, освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и поэтому престольным праздником монастыря является 25 марта (7 апреля). В храме сохранились фрески македонской школы ХIV века и живописная византийская мозаика. Внутри собора имеются ещё пять храмов и часовен, в честь святителя Николая, святого Дмитрия, Святой Троицы, Святых Архангелов и Богоматери Утешение, где по традиции совершается пострижение в монашество.
Кроме соборного храма в обители функционируют еще шестнадцать параклисов (небольших церквей). Монастырю также принадлежат два скита, которые посвящены святому Димитрию Солунскому и апостолу Андрею Первозванному (бывший русский Андреевский скит в Карее) и двадцать семь келий. Помимо территории на Священной Горе, монастырю Ватопеду принадлежит Андреевское подворье в Константинополе.
В 1743-1759 годах в Ватопеде существовала знаменитая Афонская Академия.
В монастыре среди хранящихся икон Богородицы почитаются 8 чудотворных икон:
• Отрада или Утешение
• Всецарица или Пантанасса
• Елеоточивая или Келарница или Элеовритисса или Дохиарисса
• Ктиторская или Алтарница Виматарисса
• Закланная - Эсфагмени, которая является духовной сокровищницей монастыря
• Предвозвестительница или Живоприятная Антифонитриа
• Простреленная или Пироволифиса
• Увещание или Парамифия XIV векa.
В монастыре хранится часть Животворящего Креста Господня, честной пояс Пресвятой Богородицы, находящийся в часовне Святого Пояса ( Матерь Божия после своего Успения, подарила этот пояс Апостолу Фоме. Пояс долгое время хранился в Константинополе. После вторжения турок святой пояс был выкуплен Сербским царём Лазарем I и был передан в дар Ватопеду ). Здесь также хранятся частицы мощей святых: Григория Богослова, Андрея Критского, апостола Варфоломея, великомучеников Феодора Стратилата, Параскевы, Кирика, Сергия и Вакха, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеимона, Трифона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана, великомученика Димитрия Солунского.
В монастыре существует библиотека, которая является одной из богатейших на Афоне. Библиотека содержит приблизительно 2000 рукописей и более 35.000 печатных книг, 25 свитков и значительное количество документов. В ризнице собраны множество церковных облачений и священных сосудов, необыкновенных по красоте и изяществу отделки.
В настоящее время в Ватопедском монастыре проживают 50 монахов.
Читать подробнее:: http://www.grekomania.ru/attractions/monasteries/191-vatoped
Из книги Михаила Талалай
«Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках»
«У нашего народа была собственная, и необыкновенно богатая, история отношений с этим местом. ..Начать с того, что самый первый русский инок, вошедший в наши Святцы как преподобный Антоний Киево-Печерский, принял постриг именно на этом полуострове. В нем принял постриг греческий юноша Михаил Триволис, ставший впоследствии русским духовным писателем, преподобным Максимом Греком (на Афоне его называют Максимом Ватопедским). Московский митрополит святитель Киприан (1395–1406) также начал свое служение на Афоне. В тяжкое время – и для Руси, и для Византии – он сделал необыкновенно много для укрепления Православия. значение духовного опыта старца Нила Сорского, приобретенного им в 1460–1480 годах на Афоне и послужившего основой для его учения о нестяжательстве. И таковых эпизодов особых отношений нашей страны со Святой Горой – великое множество»
. «Все обители, составляющие одно понятие «Афон», между собой несхожи – и не только в архитектурном отношении. У каждой – свой подвиг, свой микрокосм: подтянутый Ксиропотам, общительный Ивер, интеллектуальный Симонопетр, радикальный Эсфигмен. Впечатления пилигримов могут не совпадать: святогорский опыт – очень личный.
С моря святогорские ландшафты рисуются все яснее; рощи и долины на разных высотах просматриваются по отлогостям живописных скал. Над самою водою возвышаются древние сторожевые пирги, далеко стелющие на морские волны белые столпы своих отражений. Проплывая ближе, можно ясно обозреть отдельные здания древних монастырей.
Вскоре открывается Вышний Афон. Говорят, что в ясную погоду островерхий гигантский массив с мраморным шпилем виден морским путешественникам сразу по выходе из турецких Дарданелл. И это действительно Гора! На вершину Афона, по преданию, взошла Божия Матерь к стоявшему там языческому капищу Аполлона. Теперь на самой крутой выси храм в честь Преображения Господня, главного престольного праздника всего Афона. Служат в нем раз в год, загодя отправляясь в трудное восхождение. Восторг охватывает душу – и там водружен алтарь во славу Божию!В одном посетители полуострова единодушны: на земле это место – уникально. Есть даже поговорка:
«Афон не место – это путь», причем путь, не сравнимый ни с каким другим. Он не имеет обычного, географического, измерения: путешественник тут перемещается в иных координатах, даже временных. На этом полуострове до сих пор живет Византия, не покоренная ни крестоносцами, ни турками, ни постхристианской Европой. Как бы для укрепления этого чувства афонцы используют исключительно юлианский календарь (даты по новому стилю зачастую просто игнорируются). Время же отсчитывают по-византийски, от захода солнца, причем разница между мирским и афонским циферблатом меняется в зависимости от времени года: летом это примерно три часа, зимой – пять.
Но главное – здесь другие духовные измерения. В Уранополе остается «мир» с его бесчисленными, а по афонским меркам, и бессмысленными проблемами. На Афоне же – другое жизненное пространство, где есть одна-единственная проблема – спасение души. Прочее уходит в разряд несущественного, вместе с телевидением, радио, ресторанами и прочими «достижениями» цивилизации. Беседы здесь, соответственно, сразу выходят на другой уровень. Вместо обычного «как работаешь?», «сколько получаешь?», «как с жильем?» здесь могут сразу спросить: «Готов ли к Страшному Суду?» И спросить так, как будто сей Суд грядет завтра»
Из путевых заметок русского паломника:
Артём Соколов: Паломничество на Афон.
«Описать все чувства, которые испытываешь на афонской службе, простыми словами, наверно, невозможно. Проще один раз испытать это самостоятельно. В житии равноапостольного князя Владимира сказано о том, как к нему приходили разные послы и уговаривали принять их веру. И князь послал мудрых людей в разные страны, чтобы исследовать веру других народов. Когда же вернулись послы, побывавшие на византийском богослужении, то сказали князю: «Не знали – на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать о том. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми». И это действительно так! В Ватопеде, по признанию многих паломников, службы представляют собой что-то совершенно невероятное. Вся служба проходит в темноте, только при свете многочисленных свечей и лампад, за которыми постоянно и внимательно следят монахи. Чтение молитв и псалмов, прерываемое пением красивыми голосами мужского хора, и все это на греческом языке, превращает службу в некое красивое, таинственное и невероятное действо. А уж когда монахи начинают раскачивать паникадило и хорос то вообще создается впечатление полета в космосе сквозь звезды, от чего душу, ум и сердце охватывают совершенно неземные ощущения»