У одного московского сапожника случился как-то хороший заказ: богатый купец пригнал в Москву струги с хлебом и решил пошить себе новые сапоги. Чтоб на столичный фасон — хромовые, «со скрипом», да чтоб сносу им не было. Объяснил он все это сапожнику, и вдруг мальчишка-подмастерье, до этого тихо сидевший в углу и смоливший дратву, поднял голову: «Будь уверен, господин! Такие сапоги тебе пошьем — никогда не износишь». И… заплакал. Недоумевающий купец пожал плечами, оставил задаток и вышел вон. А сапожник тут же устроил своему ученику выволочку: чего, мол, дурью своей заказчиков смущаешь? Подмастерье вытер слезы, и сказал: «Он не то что сносить — он их даже обуть не успеет. Потому что вскоре умрет». Мастер, конечно, не поверил заплаканному мальчишке. Через несколько дней он понес готовые сапоги купцу на его струги. Возле пристани толпился народ. Сапожник спросил, в чем причина сборища. Оказалось, его заказчик скончался накануне. Вспомнив предсказание своего подмастерья, сапожник пришел в ужас. С этого момента он стал почитать своего ученика, как святого прозорливца. Звали мальчика Василием. Ремеслу Василий выучился, однако сапожником так и не стал. С шестнадцати лет он принимает на себя подвиг юродства Христа ради. Постоянно, в палящий летний зной и в трескучий лютый мороз, ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Обыкновенно он был молчаливым, а если и говорил, то произносил что-то загадочное и непонятное. Под стать словам были и его поступки: зайдет в калашный ряд — то у одного, то у другого торговца опрокинет лоток с калачами, придет в квасной ряд — там прольет у кого-нибудь кувшин с квасом. Рассерженные торговцы начинали его бить, таскать за волосы по земле, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Однако странные и непонятные поступки блаженного постепенно получали свое объяснение: оказалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, квас тоже был негодным. Многие замечали, что, когда блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал и целовал углы такого дома. Юродивого спрашивали, что это значит, он отвечал: «Ангелы-хранители бесчинствующих людей отошли от них, стоят возле дома и сокрушаются о грехах людских. А я со слезами упрашиваю их молить Господа об обращении грешников». Василий не боялся обличать в грехах самого царя Иоанна Грозного. Житие описывает случай, когда, находясь за богослужением, царь во время молитвы думал о постройке своего нового дворца на Воробьевых горах. После службы блаженный Василий подошел к царю. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», — спросил царь. «А я видел тебя, — отвечал Блаженный, — только ты был не в храме, а на Воробьевых горах». Несмотря на все лишения и невзгоды, испытанные при жизни, блаженный Василий дожил до глубокой старости. В последние годы он лежал тяжело больной. Царь Иоанн Грозный и царица с младенцами — старшим Иваном и меньшим Феодором — пришли к нему испросить молитв за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал, обращаясь к младенцу царевичу Феодору: «Все достояние прародителей твоих будет твоим, ты — наследник». Это было последнее дошедшее до нас пророчество блаженного. Вскоре, 2 августа 1557 г., он скончался. Тело блаженного Василия было погребено у собора Покрова на Рву. Сегодня этот удивительной красоты храм известен всему миру как собор Василия Блаженного.