В пятницу первой седмицы Великого поста, 3 марта, в Свято-Николаевском монастыре совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Его Преосвященству сослужили насельники обители в священном сане.
Литургия Преждеосвященных Даров - это особое богослужение, которое, согласно церковному уставу, совершается в первые шесть недель Великого поста по средам и пятницам. Для причащения верующим предлагаются Святые Дары, освященные на предыдущей полной Божественной литургии по чину святителей Василия Великого или Иоанна Златоуста. Смысл этого богослужения, утвержденного на Шестом Вселенском Соборе, в том, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и в тоже время не нарушать поста.
В завершение Литургии по заамвонной молитве епископ Евгений возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. По окончании литургии всем, собравшиеся на богослужение прихожанам, в память о событиях произошедших в IV веке братьями обители раздавалось коливо – пшеница, сваренная с медом.
Из истории:
В 362 г. император Юлиана Отступник хотел во время начала Великого поста осквернить христиан кровью языческих жертв и приказал, чтобы всю пищу, которая будет продаваться на рынке, тайно окропили кровью идоложертвенных животных. Тогда Константинопольскому епископу во сне явился святой Феодор Тирон, сожжённый в 306 году за исповедание веры Христовой, и раскрыл ему коварный замысел, повелев сказать всем христианам, чтобы они не покупали ничего на рынке, а питались той пищей, которую святой Феодор назвал коливом. По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно. Мученик Феодор пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу. Епископ Евдоксий рассказал об этом христианам, и поэтому никто не покупал оскверненную пищу, как того хотел император Юлиан.
В память об этом чудесном событии в пятницу 1-й Недели поста в храмах Русской Православной Церкви совершается Чин освящения колива.
Обычная молитва над коливом в данном случае предваряется особенным молебном великомученику. В «Толковом Типиконе» объясняется, что «вкушение колива – такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это – трапеза в день памяти святого. Что такое коливо, объясняется в самом заглавии настоящего чина: это кутия или вареная пшеница с медом, украшенная сладкими плодами и приносимая в церковь в честь и память «Господских (т. е. двунадесятых, великих) праздников или святых Божиих», святых великих, как видно из помещения этого чина именно здесь. Как показывает содержание молитвы над коливом, оно, с одной стороны, имеет такое же знаменование, как приносимое в память усопших, то есть предуказывает на воскресение, уподобляемое в Священном Писании прозябанию зерна из земли; с другой стороны, коливо имеет целью, как и благословляемые на вечерне хлеб и вино, освящение праздничной трапезы, являющейся образом наслаждения вечными благами».
https://monastyr.org/liturgiya-prezhdeosvyashchennykh-darov-i-osvyashchenie-koliva-v-nikolaevskoj-obiteli.html#sigProId471e00c037