О том, что Петр Первый был инициатором строительства Верхотурского каменного Кремля и каменного Свято -Троицкого собора известно из очень многих источников. Но интересно, что и отец его, Алексей Михайлович, у которого забот и трудов тоже хватало, не забывал о маленьком городке на сибирской порубежной окраине. Государь оказывал заботу и внимание деревянному тогда еще Свято -Троицкому храму – главному храму в Верхотурье. В 1648-ом году, в ответ на челобитье протопопа Ивана Михайлова, из Москвы был доставлен с нарочитым указ о том, что «Послано с Москвы, в Сибирь, на Верхотурье в собор к Живоначальной Троице, с верхотурскими служилыми людьми с Меркушкою Визгуновым, да с Сенкою Костаревым книги печатныя, и ризы, и стихари». Впоследствии о новых дарах от Алексея Михайловича, в верхотурской съезжей избе была составлена роспись. Упоминаются в ней и книги « печатныя в переплете», в том числе Евангелия, Служебник, Апостол, Псалтырь, а также новые поступления для церковной ризницы. В дореволюционных изданиях про Свято- Троицкий храм, упоминается и такой вклад Алексея Михайловича, как напрестольный крест с десятью частицами святых мощей угодников Божиих, а также серебряное кадило «под золотом, весом 1 фунт, 50 золотников». Постепенно церковная библиотека пополнялась различной духовной литературой: в том числе беседами и нравоучениями отцов церкви – греческих и византийских церковных пастырей. В 1674 году деревянный Свято-Троицкий храм горел, но все церковное имущество, утварь, иконы, книги сумели вынести на берег Туры за крепостные стены. Позже, драгоценные старинные книги в кожаных переплетах хранились уже во вновь построенном каменном Свято –Троицком храме, собирались на протяжении нескольких веков, видимо, до самого революционного лихолетья. Даром Алексея Михайловича был также иконостас в другом древнем храме Верхотурья: Богородице –Одигитриевской церкви, не сохранившейся до наших дней. Вот так московские самодержцы помнили о новом тогда ещё молодом городе Верхотурье.