«Оживление души совершается волей Божией и силой Божией, но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния. Срок покаяния, потребного согрешившему, известен Единому Богу. Кающийся грешник, будучи как бы даже забыт Господом, как ему кажется это, по чудному усмотрению Божию обретает пользу душевную, приходит в преуспеяние: Господь ведет его ко спасению! Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное; надо понимать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета – есть крайнее безумие и гордость. Всё, что с нами совершается нужно считать праведным судом Господа для нашей пользы, нашего спасения и смиренно всё то терпеть. К великому прискорбию по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие безумные противления воле Божией. Дивная премудрость и благость Божия в попущениях Его человеку падать, по другому мы не вразумляемся.»
https://monastyr.org/iz-zaveshchaniya-prepodobnogo-nikona-optinskogo-dukhovnym-detyam.html#sigProId34af4716d6