2 марта 2017 года, в четверг первой седмицы Великого поста в Преображенском соборе Свято-Николаевского монастыря епископ Среднеуральский Евгений совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
За богослужением молились наместник Свято-Николаевского монастыря игумен Иероним (Миронов), священноиноки и братия обители, паломники и прихожане.
Богослужебные песнопения исполнил братский хор Николаевской обители под управлением иеромрнаха Арефы (Кульбака).
В этот день во всех православных храмах читается четвёртая часть Великого покаянного канона, чтением которой завершается особый цикл чтений первой седмицы Великого поста. Во время Святой Четыредесятницы чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского повторится в среду вечером пятой седмицы Великого поста, к чтению присоединяется житие преподобной Марии Египетской, в связи с чем вся служба именуется Марииным стоянием.
По окончании богослужения епископ Евгений обратился к собравшимся с архипастырским словом и напутствовал на прохождение Великопостного подвига.
Из истории:
Великий покаянный канон – бесконечный повод для удивления. Раньше его читали совсем не в те дни поста, что в настоящее время. Более того, его создание вообще не связано с Великим постом.
1. Великий покаянный канон – не единственное сочинение святого Андрея Критского, ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского – более семидесяти.
2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.
3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона – жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришёл на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.
Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяжённостью. Так, Великий покаянный канон – отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.
4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского Устава, который предписывал петь Великий Покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда – он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском Уставе.
Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.
5. Изначально же Великий Покаянный Канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы. Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.
Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создаёт свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.
6. Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».
Источник: официальный сайт Семипалатинского благочиния