На спектакле в этот раз побывали гости из далекого Ханты-Мансийска, которые приехали в Верхотурье в паломническую поездку и с радостью откликнулись на предложение посетить Верхотурский театр. Пришли насельники Свято-Николаевского монастыря – трудники, преподаватели и воспитанники духовного училища. Многие верхотурцы решили посмотреть спектакль уже во второй раз, теперь уже с новыми актерами. Для театральной труппы живой интерес к её работе – всегда большая радость. Можно долго рассуждать на тему, стоит ли дважды или несколько раз смотреть один и тот же фильм, или ходить на один и тот же спектакль. Мнения у всех будут разными. Однако есть понятие классики. Классика в искусстве – это литературный памятник, произведение, признанное шедевром мировой культуры. Классическими принято считать произведения, которые стали достоянием традиции: их постоянно цитируют, на них часто ссылаются, их изучают в школе, их должен знать каждый считающий себя культурным человек. Классика затрагивает вечные темы, которые волнуют людей во все времена: человек и Бог, жизнь и смерть, любовь и ненависть. Это произведения, выдержавшие испытание временем и заслужившие признание общества. В драматическом жанре есть спектакли, ставшие классикой, которые живут десятилетия. Режиссеры не устают их ставить, а актеры – с удовольствием играть, получая глубокое удовлетворение не только от воплощения образов на сцене, но и от репетиционного процесса.
Творчество русского писателя и поэта Николая Некрасова входит в основной фонд русской литературной классики. Наш спектакль поставлен по пьесе «Осенняя скука». Пьеса по своему содержанию в процессе прочтения может показаться скучной и неинтересной, но преображается и превращается в захватывающее действо, когда над ней филигранно поработал режиссер. И спектакль будет отличаться от пьесы как роскошная авторучка отличается от стержня.
Мы хотели показать живую жизнь русской классики, свежее толкование хрестоматийного произведения. Пусть юный зритель увидит нечто новое – не застывшие клише и сухой текст, а живое воплощение современной жизни в русской классике. Пусть школьники, изучающие программу по литературе, прикоснутся к творчеству известных классиков через призму живого восприятия театрального искусства.
Сегодня, когда в обществе развито виртуальное пространство, и многие, особенно молодежь, теряют интерес к реальной жизни, театральное дело, на наш взгляд, – это возможность жить в современном реальном мире полной жизнью, реализовывая свои творческие способности и удовлетворяя духовные потребности не только для постановочно-актерского коллектива, но и для зрителя. Сегодня многие люди приходят в театр отдохнуть от жизни, а не приобщиться к ней, поэтому пьесы, требующие от зрителей напряженной работы ума, их зачастую пугают именно своей глубиной. Часто слышишь: «Не..., не пойду на этот спектакль, он слишком грузит», – и это, на наш взгляд, очень печально. Печально, от непонимания многими людьми того, что напряжение («грузит») бывает разное: бывает напряжение разрушительное для души человека, а бывает напряжение одухотворяющее, возвышающее человека до истинно человеческого состояния и являющееся дл него источником жизненных и душевных сил.
Ксения Терещенко
https://monastyr.org/dukhovnyj-teatr-studiya-logos-pokazal-spektakl-dlya-palomnikov-gostej-i-zhitelej-verkhoturya.html#sigProIdd838e960d1
Самый современный Некрасов
Спектакль, посвященный 195 годовщине со дня рождения классика русской литературы, поэта Николая Некрасова, «Русский человек в зеркале России» планируется показать в марте для старшеклассников городских школ.
Для любительского театра – студии «Логос», в котором играют наши земляки –верхотурцы, это восьмой показ спектакля, но уже с обновленным составом актеров. Премьера состоялась в 2014 году.
Мысль спектакля простая, но очень глубокая. Что делать русскому человеку, чтобы чувствовать себя человеком? Не скотиной, не прожигателем жизни, не плутом, пьяницей, развратником, лодырем, мотом или сребролюбцем, а вот именно человеком.
Действие пьесы перенесено на 60 лет вперед. Из 1856 года в 1916 год ( накануне революции). Главный герой –Сергей Сергеевич, офицер императорской армии в отставке живет у себя в поместье, прислушивается, как завывает вьюга за окнами, ругает себя за то, что спал после обеда. Бранит домашнюю челядь. Начинаются скучные, как сама русская жизнь в провинции, но бесконечные и своеобразные «разборки». О том были ли положены грибы во второе блюдо, и в каком месте лежит баринова шуба, пересыпанная табаком, чтобы не съела моль. Под горячую руку помещика попадает прислуга: Марфа и Татьяна, управляющий Егор, мальчик – служка. Только все вместе они все равно не могут выяснить, почему таки барин отравился грибочками, а моль съела шубу. Маленькие чувства, мелкие страстишки. Хотя из всего мелкого проглядывает нечто большее. У всех персонажей некое равнодушие ко всему. Сергей Сергеевич пытается вдохнуть в них что-то такое, чтоб у всех пробудился бы интерес к осмысленной человеческой деятельности. Но он озадачен и собой: самому –то что предпринять, ведь надо почувствовать себя человеком.
Ласуков задумывается «1916 год. Что же будет с Россией». Горят лампадки у икон Христа и Богородицы. Он просит мальчика – слугу принести портрет Царя II b молится за Россию словами гимна «Боже, царя храни». Для него быть человеком – значит быть офицером, патриотом страны...Правда в реальной России 1916 года, по большей части было не так. Чуть ли не все хотели общественных потрясений, революции, свержения самодержавия, отмены веры в Бога. Поэтому в финале спектакля появляется новый герой истории – грядущий Хам.
Спектакль Сергея Шипулина заставляет задуматься и о другом – о России 2016 года. А мы кто? Хватит ли у нас достоинства и патриотизма, чтобы быть человеком – на своем месте?
Михаил Смышляев