Целостности Руси в то время угрожала как Золотая Орда, так и Рим, желавший подчинить себе Русь, принудить её принять католическую веру и перейти под власть Римского престола. В конце 1252 года во Владимир приехали послы от папы Иннокентия IV – два кардинала, Галд и Гемонт. Они привезли послание «герцогу Суздальскому», то есть Александру, в котором папа римский предлагал ему перейти в католическую веру и пообещал взамен своё покровительство и помощь в организации крестового похода европейских рыцарей против татар. За военную помощь папа требовал признания власти Римского престола. То есть Русь, которую не удалось завоевать в сражениях, папа попытался получить политическим путем: через насаждение католической веры. Но князь Александр не мог принять такое условие, так как оно противоречило основному принципу русской государственности: верности православной вере. Поэтому он отправил категорический отказ папским легатам. Своим отказом от переговоров с папой Александр Невский приобрел незыблемую поддержку Православной Церкви, что имело огромное значение для будущего независимой Руси. Отказавшись от католицизма, князь Александр Ярославович на самом деле избрал для своего народа настоящую свободу и независимость. Это был геополитический и цивилизационный выбор самостоятельного развития, в то время как выбор католицизма обрекал бы страну на погружение в идейную и духовную орбиту папского Рима. Если в переговорах с Римом князь Александр Невский занял крайне жесткую позицию, то в отношениях с Ордой он выбрал путь предельно мягкой дипломатии, поскольку понял всю её мощь и предпочитал всеми доступными методами сохранять мир с таким сильным соперником. Помимо чисто политических достижений, ему удалось добиться почти невероятного: 1261 году в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви. Таким образом, благоверный князь может считаться также покровителем и родоначальником русского миссионерства. Почти два года князь провел в Орде, причём вел сложнейшую дипломатическую игру. Искусно лавируя между разными центрами силы в Золотой Орде, Александр Невский добивался прощения взбунтовавшихся русских князей, освобождения пленных, избавления от участия русских войск в походах для сбора дани. Зная, что из поездки в Орду можно не вернуться живым, постоянно рискуя собой, он отправлялся туда, чтобы вновь и вновь предотвращать вторжения на территорию Руси. Князь исправно выплачивал огромную дань завоевателям, чтобы позволить стране оправиться от постоянных разорительных набегов. Вот что писал крупнейший историк русского зарубежья Георгий Вернадский: «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Православная церковь почитает Александра Невского не столько за военные победы, сколько за его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и непобедимого смирения. Смирения перед Промыслом Божиим, которое он явил в деле сохранения Руси от ордынских набегов.