«Есть раны, которые можно врачевать, которые не приносят телу смерти, а есть раны смертельные. Так же и грехи. Смертный грех убивает душу, делает ее неспособной к духовному блаженству. Если, например, слепого человека поставить на место, с которого открывается чудный вид, и спросить его: «Не правда ли, какой чудный вид, какая красота», – то он, конечно, ответит, что не видит этой красоты, так как у него нет глаз, нет зрения. То же самое можно сказать о неспособности души, убитой смертным грехом, понять, что есть вечное блаженство.» – Преподобный Варсонофий Оптинский. Знаете ли вы, что такое душевная смерть? Душевная смерть – это тяжкий, смертный грех, за который человек будет вечно мучиться в аду. Почему же тяжкий грех является смертью для души? А потому что он отнимает у души Бога, которым только она и может жить, ибо как жизнью тела является душа, так и жизнью души является Бог, и как тело без души мертво, так и душа без Бога тоже мертва. И хотя грешный человек ходит, будучи живым по телу, но душа его, не имеющая Бога – своей жизни, мертва. Потому-то святой Каллист, патриарх Цареградский, и говорит: «Многие в живом теле имеют мёртвую душу, погребённую как бы во гробе». Гробом является тело, а мертвецом – душа. Гроб ходит, а душа в нем бездыханна, то есть безбожна, ибо не имеет в себе Бога. Таким образом, живое тело носит в себе мёртвую душу. И поэтому-то душа и не может ни чувственно, ни умом познать Господа. Не может принять и открыть для себя чудную и безграничную любовь Спасителя. Не может возрадоваться ответным излиянием своей любви к Нему, Всемилостивому Искупителю нашему. Для такой души Бога нет, и она добровольно отказалась от своего спасения.