Святые Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы – до глубокой старости не имели детей. Для еврейского народа бесчадие считалось своего рода проклятием, признаком неблаговоления Божия к людям из-за их неправедной жизни. Много скорби вынесли Иоаким и Анна от клеветы, толков и пересудов человеческих. Так, однажды в большой праздник Иоаким приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу, но первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима. «Не должно, — говорил он, — принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а, следовательно, и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи». Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря: - Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства? Несмотря на продолжающуюся десятки лет, как сейчас говорят, травлю, Иоаким и Анна были праведными перед Богом. Они не только исправно соблюдали религиозные постановления – что было, в общем, нормой для евреев, но и имели любящие Бога сердца, что и тогда, и сейчас - большая редкость, и вместе с тем - несравненно выше и ценнее в очах Божиих, чем формальное исполнение заповедей. И вот чудесным образом они получает извещение через Ангела, что у них родится дитя. И не просто дитя, а Дочь, через Которую получат благословение все племена земные и всему миру будет даровано спасение. Имя ей будет Мария. «Бог спасает нас не без нас» - учил святитель Афанасий Великий, имея в виду то, что в православном богословии именуется «синергией» – соработничество между Богом и человеком. Для того, чтобы приблизиться к Богу, христианин должен подвизаться в исполнении заповедей. Чем усерднее он это делает, тем больше его жизнь наполняется Богом. Пример тому – святые. Центральное событие человеческой истории – пришествие в мир Бога Слова – также является плодом Богочеловеческой синергии. Главными представителями человечества в этом соработничестве являются святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна и их Дочь – Пресвятая Владычица наша Богородица – как давшие земное тело Господу. Поэтому священник, ежедневно завершая богослужение произнесением особой молитвы – отпуста, наряду с другими святыми обязательно вспоминает и земных родителей Господа Иисуса Христа.