В последний день перед Великим постом все православные просят друг у друга прощения, чтобы поговеть с доброй душой, подготовиться к встрече Пасхи, сосредоточиться на молитве и духовной жизни. В этот день последний раз употребляется скоромная пища.
Чин прощения совершили в воскресенье вечером в Свято-Николаевском монастыре. В Крестовоздвиженском соборе служба началась как обычное вечернее богослужение. Но уже все по-другому в храме: великопостные черные накидки на аналоях, священники поменяли светлое облачение на черное, молитвы по-особенному торжественны и радостны, все вокруг настраивает на покаянные чувства. Начинается Великий пост – весна духовная. С великими поклонами совершалась в этот день молитва преподобнаго Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».
Монастырский чин прощения по-особому трогателен, на нем присутствуют все клирики и братья обители, прихожане и паломники, стараются прийти даже те, кто заходит в храм не так часто.
Наместник монастыря игумен Иероним произнес проповедь, благословив и напутствовав на Великопостные труды, испросил прощения у братьев, прихожан и всех молящихся на богослужении: "Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". Все ответили ему земным поклоном со словами: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолись о нас грешных". Игумен ответил на это: "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас." Затем отец наместник с напрестольным Крестом вышел к аналою и все священнослужители в порядке старшинства, прикладываясь к иконам на аналое и к Кресту в руках игумена, испрашивали у него прощения и благословения на предстоящий пост.
Затем священники и монахи поочередно испросили прощения друг у друга. А после подходили прихожане и все богомольцы, целуя крест и икону, испрашивая прощения у клириков и братьев. Теплые объятия, искрение слезы покаяния, прощения обид и умиления сопровождали весь чин прощения. Во время покаянного хода пелись трогательные песнопения: "Покаяния отверзи мне двери...", которые настраивали на покаянный подвиг поста чтобы достойно подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.