В Верхотурском музее-заповеднике почти весь сентябрь прошел под знаком трезвения и истории борьбы с пьянством за все четыре с лишним века истории Верхотурья. К дню трезвости, сотрудники музея подготовили выставку на местном материале, с фактами, событиями, историческими датами. Кабак появился с самого начала основания города, но поначалу горожан в кабак не пускали, вино выдавалось со строгими ограничениями: на праздники, свадьбы, похороны. Задача, которую московское правительство ставило верхотурским воеводам было следующей: наладить в Верхотурье винокурение и пивоварение с тем, чтоб вино и пиво, наряду с хлебом, церковными принадлежностями, одеждой, оружием, отправлять дальше во вновь присоединенную и осваиваемую Сибирь, так как там пока ещё ничего не производилось. До 1627 года винокурением и пивоварением занимались частные лица, которые были обязаны поставлять свой товар на воеводский двор. Но предприимчивые производители часть алкогольной продукции оставляли на свои нужды, хотя за это виновных «ставили на правёж» - били батогами. В том же году воевода Семен Гагарин конфисковал у частников всё оборудование и инструмент – «винные котлы и трубы» и, с одобрения царя Михаила Федоровича Романова, устроил на воеводском дворе казённую «винную и пивную варню», то есть утвердил в Верхотурском уезде госмонополию на производство спиртного. А со стороны воеводы Никиты Барятинского была просьба о закрытии верхотурского кабака. Он аргументировал это тем, что служилые люди - стрельцы, ямщики, пашенные крестьяне в кабаке пропиваются: не несут службы и не выполняют повинностей. В Верхотурье тогда, как и по всей стране, активно развивалось трезвенническое движение. В 1895 году начал свою работу комитет попечительства о народной трезвости. Открывались чайные при библиотеках, предпринимались попытки ограничить торговлю спиртным, повысить на него цены, и даже звучали предложения запретить граммофоны в питейных заведениях, чтоб не привлекать покупателей. В 1914 году многие верхотурцы поддержали введение сухого закона, сторонником которого был и император Николай Второй. В советское время в Верхотурье был открыт лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП). В наше время, при поддержке православной церкви возрождаются трезвеннические традиции, основанные на совместной молитве, принятии обетов трезвости. Более 10 лет существует общество трезвения при Свято-Николаевском мужском монастыре. Его руководитель, насельник монастыря отец Аркадий в сентябре был специальным гостем на мероприятиях трезвости, проведенных в музее-заповеднике.
https://monastyr.org/chetyrjokhsotletnij-opyt-borby-verkhoturskikh-vlastej-s-alkogolizatsiej-naseleniya.html#sigProIdd89761e05b