Иеросхимонах Иоанн (в миру Иван Афанасьевич Кевролетин) родился в 1875 году в сибирском городе Тюмени, в зажиточной крестьянской семье. В 18 лет он начал работать матросом на барже, сплавлявшей груз по Иртышу. Через год он поступил в Кыртомскую пустынь, желая попробовать себя в монашеской жизни. Ему дали послушание по выделке кожи. Иван Афанасьевич провел в обители шесть лет. Все это время он находился в послушании у старца Адриана, основателя пустыни, начинавшего свой монашеский путь на Афоне. После смерти отца Адриана молодой послушник отправился за духовным наставлением в Верхотурский монастырь, где подвизались иноки, приехавшие из Валаамского монастыря, среди них был и настоятель монастыря, игумен Арефа. В Верхотурском монастыре Ивану Афанасьевичу дали послушание маляра и плотника.
В 1907 году послушник Иван Кевролетин получил долгожданный постриг. 20 декабря, в день памяти святого Игнатия Богоносца его постригли в монашество с именем Игнатий. В 1909 году отец Игнатий стал иеродиаконом, а еще через 4 года иеромонахом.
В начале 1915 года отец Игнатий был командирован для исполнения пастырских обязанностей в приходах Екатеринбургской епархии. Это было промыслительное назначение – после революции большевики производили многочисленные жестокие расправы с приходскими священниками, и многие приходы оставались без окормления. С 1919 года до своего ареста в 1932 году отец Игнатий сменил более 15 мест служения. Он ободрял людей, не давал им впасть в тоску, безверие, призывал с терпением нести свой крест.
Несколько лет отцу Игнатию, благодаря его находчивости и многочисленным знакомствам по всей области, удавалось избегать арестов. Первый раз отец Игнатий был арестован в 1925 году, он пробыл в Нижнетагильской тюрьме 5 месяцев, а затем был отпущен без предъявления обвинения.
В 1932 году на Урале чекисты развернули так называемую «чистку» от «вредного элемента». Отец Игнатий был арестован в селе Сербишино в Свердловской (бывшей Уральской) области. На допросе, на вопрос следователя, состоял ли он в контрреволюционной организации, отец Игнатий ответил: «Состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря продолжала существовать … Признаю, что, действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником установкам и мероприятиям советской власти, что иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать быть монахом; быть монахом – это значит быть врагом советской власти и партии. Для меня монашество важнее советской власти и я, естественно, был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил». Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями и монашествующими был приговорен к ссылке в Нарымский край, сроком на три года. Группа в 40 человек под конвоем была отправлена этапом пешком. К концу пути у отца Игнатия оказались отмороженными внутренние органы. В Нарыме он заболел цингой, начался воспалительный процесс. Отец Игнатий выжил благодаря своей духовной дочери, которая добровольно приехала к нему в ссылку и занималась его лечением.
По окончании срока отец Игнатий вернулся в Верхотурье. Жил на окраине города, в маленьком домике, похожем на землянку. Через некоторое время почитатели отца Игнатия собрали деньги на покупку дома, и старец поселился недалеко от монастыря. Он принимал духовных чад, и сам часто ездил в те места, где ранее служил, чтобы встречаться с верующими и совершать церковные таинства. Несмотря на возраст, перенесенные страдания и болезни, отец Игнатий по-прежнему отличался веселым нравом и свойственной ему смекалкой. Чтобы избежать ареста, в своих поездках он жил в разных домах, имея многих знакомых, готовых его принять. Он поддерживал связи с проживавшими в Свердловской области монахинями из закрытых монастырей, которые также его нередко прятали. Крестить, венчать, исповедовать иеромонах отправлялся обычно ночью, переодевшись, чтобы в нем не узнали священника.
Скончался отец Игнатий 27 января 1961 года в городе Верхотурье, в окружении своих духовных чад. Незадолго до кончины он принял схиму с именем Иоанн.
Мощи преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина) покоятся в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре.
Автор жития: игумен Дамаскин (Орловский), сайт: www.fond.ru, новомученики.рф.
"После ссылки отцу Игнатию не разрешалось жить в больших городах, но в Верхотурье он мог беспрепятственно возвратиться. Сколько же печальных изменений произошло в этом святом месте с того времени, когда молодой иеромонах начинал здесь свое служение!. Верхотурские жители с удивлением стали встречать на улицах человека с какой-то необычайной внешностью и поведением. Лицо у него было интеллигентное, доброе, взгляд острый, а одежда и поступки смешные. Так и казался он посторонним то ли чудаком, то ли полубезумным, и это давало отцу Игнатию возможность продолжать пастырское служение. Жил он на окраине, в маленьком домике, похожем скорее на землянку - сыром и холодном.
Через некоторое время раб Божий Михаил, зубной врач, имевший тайный постриг, привез денег на покупку нового дома, и отец Игнатий вскоре стал жить недалеко от монастыря, откуда виден любимый им Кресто-Воздвиженский собор. При нем келейницами были матушка Евгения (схимонахиня Евдокия) и матушка Надежда (монахиня Симеония). Этот небольшой домик стал для многочисленных чад батюшки духовным убежищем. Пока позволяло здоровье, отец Игнатий ездил по городам, селам, тайно встречался с верующими, наставлял их в духовной жизни, совершал Церковные таинства. Люди тянулись за ним, спрашивали совета, его слова пересказывали друг другу. Часто он говорил назидания приточно, часто обличал в форме шутки, видел то, что скрыто для других.
Отец Игнатий почил о Господе 27 января 1961 года в окружении своих духовных чад. Незадолго до кончины он принял схиму. . В схиме он наречен Иоанном, в память евангелиста и любимого ученика Господня Иоанна Богослова. Похоронили подвижника возле Успенской церкви недалеко от могилы блаженного Косьмы Верхотурского, чьи святые мощи ныне пребывают Свято-Покровском Верхотурском женском монастыре .
В 1993 году прах отца Иоанна перенесен с городского кладбища в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь. Свидетельствует игумен Тихон (Затёкин):
"Летом 1993 года архиепископ Мелхиседек благословил перезахоронение в монастыре, было получено и разрешение светских властей. Когда с гроба была снята крышка, мы увидели тело отца Игнатия, обвитое мантией и остатками схимы. Тело было хорошо сохранено, и от него не исходило ни малейшего запаха тления. Плоть спала только с ног, так как в том месте, где они находились, была вода. Плохо сохранился лик, потому что рядом с могилой росло дерево и корнями своими достало до лица - все оно было опутано как бы паутинкой корней. Останки переложили в новый гроб и выставили его на три дня в Преображенской церкви Свято-Николаевского монастыря. Пока мощи стояли в храме, от них исходило тонкое благоухание. Через три дня, после совершения панихиды по отцу Иоанну, он был захоронен против алтаря Преображенского храма. Вещи из могилы, как-то: параманный крест, ручной деревянный крест, пояс - переданы в монастырский музей".
Имя отца Иоанна часто поминается за богослужениями в храмах Екатеринбургской епархии, оно вписано в помянники сотен верующих. Изучив собранные благочестивыми уральцами материалы о почитании народном иеросхимонаха Иоанна Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли решение прославить преподобного Иоанна в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память нового нашего небесного заступника совершается в храмах России в соответствии с традициями Русской Православной Церкви в день его кончина - 27 января."
prpisp__ioann_kevroletin_2 (448x700, 186Kb)
http://www.siberianway.ru/snm/prp_ioann.html Римма Александровна Бабушкина:"Моя приемная бабушка Евлампия Матвеевна Патрушева была в юные годы в Ново-Тихвинском монастыре, а потом взяла на воспитание трех сирот и жила в миру. Еще в молодости она стала духовным чадом отца Игнатия. Его знал и уважал еще мой прадед. Сохранилась фотография, подписанная отцом Игнатием: «Боголюбивому Петру Степановичу с семьею». Когда у Евлампии Матвеевны умерла мама, отец Игнатий прислал открытку со словами утешения, потом посетил могилу и описал свои размышления, пришедшие на ней.
Я была ребенком, но мои впечатления об отце Игнатии сохранились очень яркими. Такой это был человек, необыкновенная личность. Он появлялся с палочкой, или на костылях, одежда и та была на нем непривычная. Я смотрела настороженно, он взрослые говорили: «Благословись у батюшки!», и я подходила. Смотрела в его чистые серо-голубые глаза. На нем всегда был священнический крест, он не расставался с четками. Носил он большую блузку со множеством карманов и карманчиков – накладных и скрытых. Там лежали молитвослов, священнические атрибуты и еще много всяких сокровищ, как мне казалось. Из этих карманов он всегда извлекал подарки. Любил радовать детей. Мне он подарил ножичек складной, будто серебряный, сестренке – зеркальце. А сколько он сделал полезного для нашего дома своими руками! В манерах его чувствовалось что-то благородное, непростое, и в то же время руки его могли сделать любую работу. Долго хранились у нас каток и валек его работы (сейчас в музее), и по сей день цела лопата, сделанная им. Он был сибиряк, крепкий, выносливый.
Часто от него приходили посланцы, приносили гостинцы – мешочек с кедровыми орехами. Мне прислал чучело белки. Его любовь согревала нашу жизнь, как-то освящала ее. Бабушка была лишенкой, то есть лишенной гражданских прав, маму мою (ее приемную дочь) звали «Нюра монашкина». Молитвы отца Игнатия были нашей защитой.
Помню и поездки к нему в Верхотурье. Маленький домик, сад, берег Туры. Батюшка выходил, садился на скамеечку, разговаривал. Еще был флигелечек, а в нем – множество прекрасных книг в бархате, видимо, из монастырской библиотеки. Хозяйничала там матушка Евгения – мне нравилось ее необычное, нежное-нежное лицо. Духовные чада его тоже были немножко особенными, это чувствовалось. Евлампия Матвеевна мужественно несла свой крест, многому у нее учились люди. Отца Игнатия она навещала в тюрьмах, в Нарым к нему ездила, выхаживала после ссылки.
Сейчас мне жаль, что тогда, в детстве моем, не могла оказать отцу Игнатию должной любви. Теперь по утрам я подхожу к его портрету, который так и висит в доме с давних пор, и прошу благословения.
Отец Игнатий почил о Господе 27 января 1961 года в окружении своих духовных чад. Незадолго до кончины он принял схиму с именем Иоанн.
Похоронили его возле Успенской церкви недалеко от могилы Косьмы Юродивого.
В 1993 году могила перенесена в мужской Свято-Николаевский монастырь.
В 2001 году иеросхимонах Иоанн (Кевролетин) был причислен к сонму новомученников и исповедников Российских, прославленных Архиерейским Собором 2000 года. 27 января 2002 года Архиепископом Викентием Екатеринбургским и Верхотурским совершил первое богослужение в честь новопрославленного святого.
Преподобне отче наш Иоанне, моли Бога о нас!"