Престольный праздник в Михаило-Архангельском приделе Преображенского собора

Традиционно в Свято-Николаевском монастыре в ноябре празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – в Свято-Николаевском монастыре это престольный праздник левого предела в Преображенском соборе. Праздник был установлен Лаодикийским собором в IV веке. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
В монастыре с утра многолюдно – в этот всенародно любимый праздник всегда приходят многочисленные богомольцы, прихожане монастыря и гости города, чтобы помолиться соборной молитвой к Небесному воинству.
Божественную Литургию совершила братия обители в священном сане, возглавил службу наместник Свято-Николаевского монастыря игумен Иероним (Миронов). Ему сослужил иеромонах Герман (Иванов), пел братский хор монастыря. В завершение богослужения в проповеди, посвященной празднуемому событию, о.Иероним произнес пастырское наставление и поздравил всех присутствующих в этот праздничный день в храме со светлым праздником. По окончании Божественной литургии в храме Архангела Михаила был совершен праздничный водосвятный молебен. Священнослужители пропели величание и о.Иероним окропил верующих святой водой.

Проповедь наместника Свято-Николаевского монастыря
игумена Иеронима (Миронова) в день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 21.11.2016 года.

Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы празднуем Собор Архистратига Божия Михаила
и прочих Небесных Сил бесплотных.
В самом повествовании было много сказано о святых небесных Силах бесплотных, о том, какое великое множество Ангелов создал Господь для того, чтобы они возвещали Его святую волю людям, для того, чтобы помогали, поддерживали нас и спасали, и, конечно же, вы очень многое знаете об Ангелах, Архангелах, о Небесном воинстве. И вот сегодня, почему-то мне на память пришли события 1992 года. Сегодня во время Божественной Литургии, а я первый раз служу в этом приделе Литургию, я развернул Антиминс, увидел подпись «Владыка Мелхиседек» и дату 1992 год. Мне вспомнилось, как я участвовал в освящении этого придела Архангела Михаила в Преображенском соборе. У меня даже сохранилась фотография, где я, будучи диаконом с Владыкой стою у этих царских врат, правда, тогда иконостас был другой. Действительно, еще и еще раз убеждаешься в том, как Промысел Божий, как святые Ангелы неизреченным образом ведут нас по жизни и порою совершается то, чего не чаешь, чего не желаешь, к чему не стремишься, но Господь Своей спасительной десницей приводит нас к началу нашей духовной жизни. Зачастую мы не видим Промысла Божия, не видим действий духовных сил, как они действуют в нашей жизни, но святые отцы и подвижники церкви открывают нам ту истину, что мир не ограничивается какими-то материальными вещами, не ограничивается естественным, как нам кажется, ходом событий и порою происходит то, чего не ожидаешь. И в этом, конечно же, огромная роль принадлежит Ангелам. Мы их не видим, но чувствуем их поддержку, их помощь. Они как бы за руки ведут нас по жизни. Они скорбят, когда мы падаем, Они радуются, когда мы восстаем и творим добрые дела. Есть такое замечательное повествование из жития одного юродивого, кажется, блаженного Андрея Христа ради юродивого, что он, когда шел по городу, то бросал камни в церковь и целовал стены кабака. Люди были возмущены таким поведением юродивого, мы, конечно, не должны подражать ему, потому что это было ни какая-то попытка смутить людей, это было его индивидуальный образ действия. И когда его решили казнить за такое безумное поведение, спросили, почему он это делает? Он ответил: «Я вижу бесов, которые искушают людей, у стен церкви, и которые не могут войти туда, когда люди входят в храм, а бесы не могут туда проникнуть и они стоят у стен храма. Я бросаю камни в этих бесов. Но когда человек заходит в кабак и предается пьянству, распутству и прочим грехам, то у стен этого кабака стоят Ангелы и они рыдают об этих погибающих душах, и я целую Ангелов, ни стены кабака, а целую Ангелов стоящих у дверей этого заведения. Вот так, дорогие братия и сестры, через жития святых нам открывается истина духовной жизни: когда мы грешим, когда мы пребываем в падении нашем, Ангелы рыдают, а когда мы славим Господа в храме Божьем, наши Ангелы пребывают в радости, веселии и торжестве. Поэтому, дорогие братия и сестры, чтобы нам радовать своих Ангелов, чтобы быть всегда с ними в общении, почаще будем приходить в храм Божий, почаще будем предстоять на молитве и, конечно же, воздерживаться и убегать от грехов и соблазнов. И тогда, действительно, мы уподобимся Ангелам в жизни земной и вместе с Небесными Силами бесплотными восхвалим Господа в жизни вечной. Аминь.


Справка:
Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - "кто как Бог") - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 - 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 - 95).
По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: "сей ми возбрани пойти на Великий Новгород"".
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.
Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".
Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил - держит в руке весы.
Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 4
Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.
Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 2
Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.
Величание
Величаем вас,/ Архангели, и Ангели/ и вся Воинства,/ Херувими и Серафими,// славящии Господа.

Наш канал Ютуб

Снимок экрана 2021 07 09 в 20.58.46

 

Мы в Телеграмм

Снимок экрана 2021 07 09 в 20.58.46