Пасхальное послание Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии

В эти таинственные и святые минуты, когда молчаливая скорбь положения пострадавшего и распятого Христа во гроб сменяется ликующим благовестием Ангела: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16, 6), с трепетной радостью обращаю к Вам, возлюбленные братья и сестры, вечно живые слова Пасхального приветствия:
                                                               Христос Воскресе!
Его немеркнущая слава, Его неистощимая любовь, Его тихий свет наполняют наши жизни Пасхальным Божественным веселием и уже здесь, на земле, дают возможность почувствовать вкус райского, блаженного бытия. Пасхальная ночь для духовного взора сияет ярче самого солнечного дня, холодная погребальная пещера уже не печалит нас неизбежностью смерти, а возвещает истину о всеобщем воскресении и, более того, каждый год являет нам величайшее чудо схождения Благодатного Огня. Это свидетельство того, как горяча любовь Бога к нам, как пламенны должны быть наши молитвы, как близко находится к нам Господь и как скоро готов войти чудом в нашу жизнь.
Но величие Жертвы, принесенной Христом, обилие дарований, оставленных Им в Своей Церкви, требует от нас ответной любви, возлагает на нас долг искать совершенства и подражать Богу так, что «любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он», – говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 17). В этом состоит особый труд и особый вид христианского совершенствования. Кажется, что время покаяния мы оставили в Великом посту, мы слышали призыв великого святителя и учителя Церкви Иоанна Златоуста: «Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия». Но прощение грехов и спасение никогда не навязываются Богом человеку, отвергающему Божий Закон и не желающему быть причастным Божественной жизни. Пасхальная радость хоть и удаляет от нас слезы покаяния, однако не прекращает самого покаяния как действия всегдашнего и усиленного совершенствования. Такое совершенствование происходит не только печалью и слезами. Пристальный и внимательный труд, прилагаемый к тому, чтобы злая наша воля была покорена воле Божией, должен совершаться, и, может быть, еще совершеннее исполняется, когда мы стремимся в то блаженное состояние, в котором призваны провести вечность. Но всегда ли в нас есть радость именно во Христе? Не происходит ли иногда так, что отсутствие подлинной Пасхальной радости мы компенсируем радостью от обилия уже разрешенных к вкушению снедей и веселием от внешних развлечений? Не подсказывает ли нам неусыпная совесть, что подлинная Пасхальная радость должна быть иной, отличной от того нарочито веселого и задорного чувства, которое выдается за духовное?
«Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. Да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается», – поем мы в Пасхальном каноне. Об этих словах размышляет преподобный Амвросий Оптинский и говорит: «Свет Воскресения Христова озарил Небо и землю и преисподнюю, но одинаковое ли произвел действие и влияние?.. Нет! Неодинаковое.
Ангелы на Небе исполнились неизреченной радости, потому что Воскресением Христовым они сподобились большего откровения таинств, так же радовались они и о спасении людей веровавших, как меньших своих братий. Напротив, ангелы, за гордость низверженные в преисподнюю, сперва пришли в величайший страх и замешательство, а потом еще в большую злобу и зависть и неистовство, потому что Воскресением Христовым разрушилась их лукавая держава и власть темная и содержимые ими во аде души праотцов изведены Господом из ада и введены в рай; радовались только изведенные из ада души. Так же и на земле Воскресение Христово произвело неодинаковое действие и влияние».
Для гордых, завистливых и порочных свет Воскресения мучителен и ненавистен. Их раздражает все, что связано с именем Христа Воскресшего, – Его прекрасные храмы, звук победного колокольного звона, гармоничность песнопений и красота шествий. Но тот, кто хочет иметь жизнь вечную, Божественную, кто хочет иметь собеседниками Ангелов, с радостью совлекается одежд греха и облекается в праведность. Он из самого света Воскресения учится чистоте и святости, чувствует глубинный разрыв между тяжестью греховных привычек и свободой во Христе – и идет за Воскресшим, бросается к Его ногам, как Мария Магдалина, и просит преображения своему нечистому житию.
Поэтому в эти светлые и святые Пасхальные дни мы можем и должны показать самый удивительный вариант покаяния – покаяние от радости, от любви к чистоте, от стремления к святости.
Найдя, как мироносицы, в заросшем саду отчаяния Воскресшего Христа, мы не хотим более ни минуты жить без Его присутствия, мы приносим Ему свою любовь, а «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4, 18), – как говорит об этом свидетель страданий Христовых и Его Воскресения апостол Иоанн Богослов.
Желаю всем нам, дорогие отцы, братья и сестры, чтобы изменение к лучшему наших душ никогда не прекращалось. Мы все очень нуждаемся в исправлении, ибо еще слишком сильны среди нас, христиан, неприязнь, ненависть, разобщенность, страх и злоречие, отсутствие любви и мира.
Пусть каждый из нас найдет в Воскресшем Христе для себя мир и успокоение, надежду и полноту жизни. Пусть не будет среди нас, верных Господу и Его Церкви, ничего такого, что бы могло опорочить имя последователей Воскресшего Христа и лишить нас величайшего счастья – свидетельствовать и жизнью, и словами, что

Христос Воскресе!
Воистину Воскресе Христос!


Божией милостию, смиренный Кирилл,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский
г. Екатеринбург Пасха Христова
2016 год

Наш канал Ютуб

Снимок экрана 2021 07 09 в 20.58.46

 

Мы в Телеграмм

Снимок экрана 2021 07 09 в 20.58.46